Обучение без мучения

В подразделениях и службах идёт подготовка к дорожному этапу конкурса «Новое звено»

В минувший вторник, 4 июня, молодые сотрудники представили экспертам – руководителям различных подразделений и служб – свои новые наработки.
Во время проведения консультаций по представленным проектам участники конкурса встретились с дорожной экспертной группой. Как отметил модератор встречи, заместитель начальника КЖД по кадрам и социальным вопросам – начальник службы управления персоналом Сергей Карелин, дорожный этап конкурса «Новое звено – 2019» показал, что творческий потенциал магистрали растёт. Если в предыдущие годы участники конкурса выдвигали 12, 15, 17 предложений, то в этом году количество проектов возросло до 20.

К примеру, проект инженера технического отдела Калининградской дирекции тяги Анастасии Пополитовой предполагает внесение инноваций в сферу охраны труда. Она предложила внедрить электронную систему медицинских осмотров работников локомотивных бригад. Это позволит снизить затраты предприятия на услуги медработников (в Дирекции тяги сейчас действуют 7 пунктов явки в разных районах области), устранит человеческий фактор и сократит время прохождения машинистами и их помощниками медицинского освидетельствования. По словам Анастасии, один медработник сможет интерактивно курировать процесс медосмотра всех локомотивных бригад.

Для реализации проекта необходим специальный медицинский терминал, оснащённый необходимыми измерительными приборами, в том числе термометром, тонометром, алкотестером. Медицинский терминал предлагает испытуемому проходить медицинские тесты в порядке, предусмотренном сценарием медосмотра. Обычный порядок: тест на алкоголь, измерение температуры, оценка состояния ЦНС для диагностики наркотического опьянения и измерение давления. В конце медосмотра испытуемый подтверждает личность путём оставления автографа – подписи или отпечатка пальца в специальном поле сенсорного экрана. Данные о медосмотре и его результатах попадают на сервер и отображаются дежурному медику, который либо одобряет допуск по данным медосмотра, либо вызывает сотрудника на дополнительный личный осмотр.

Инспектор по контролю за содержанием зданий Калининградской дирекции тяги Олег Шишело предложил расширить функционал установленной на локомотивах системы аудио- и видеофиксации «КВАРЦ» для обеспечения безопасности движения поездов.

Сейчас у машиниста локомотива имеются так называемые слепые зоны: места сцепки вагонов поезда, задняя часть локомотива и машинное отделение.
«Вследствие невозможности контролировать эти зоны, особенно при работе в одно лицо, происходят нештатные ситуации, – отметил Олег Шишело. – Предлагаю установить на каждый локомотив в соответствующие проблемные места видеорегистраторы, видеокамеры. Видя всю необходимую информацию, машинист сможет избегать ошибок, увеличивать варианты работы при сцепке вагонов и маневрировании. Кроме того, при рассмотрении полученных видеоматериалов можно оценить правильность действий работников.

Эксперты похвалили автора проекта, что он «в тренде» движения компании к цифровизации, и посоветовали ему рассмотреть также возможность внедрения чек-листов на основании OR-кода, чтобы машинист смог на своём смартфоне увидеть, как ему действовать в сложной ситуации.

Ведущий инженер производственно-технического отдела вагонного депо Калининград Анастасия Ягодкина предложила улучшить параметры технической учёбы для осмотрщиков-ремонтников вагонов, внедрив электронный имитационный курс с элементами геймификации и приближения к реальным условиям работы. По её мнению, техническая учёба этой категории работников депо происходит на устаревшей учебной базе: это скучные лекции с демонстрацией слайдов и видеофильмов, чтение текстов по теме, ведение конспектов в тетрадках.

Она связалась с разработчиками компьютерных игр, и они разработали модель игры-учёбы для осмотрщиков-ремонтников вагонов. Суть в том, что в её интерфейс можно заходить в любое время с компьютера, планшета или смартфона и отрабатывать необходимые навыки, следуя заданным алгоритмам. На экране – вагон и работник, который перемещается по разным узлам и устраняет неисправности, его «ведёт» обучающийся реальный человек. Произвести неправильное действие не удастся – система этого не позволит. Таким образом, с помощью игры зрелищно и надёжно закрепляются грамотные действия осмотрщика-ремонтника при осмотре разных частей вагонов.

Эксперты одобрили этот проект, заметив, что необходимо предусмотреть в ходе разработки игры-учёбы разные типы подвижного состава.

Как сообщил ведущий технолог отдела технической политики КЖД Кирилл Углов, получив обратную связь, ребята доработают свои проекты для представления дорожной комиссии под руководством главного инженера магистрали.

Вера Башканова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/