фото: из архива свжд

С первых дней в центре внимания

Социальное обустройство работников всегда являлось важным для отрасли

Жилищным отделам управлений железных дорог страны 1 июня исполняется 85 лет. Но история вопроса обеспечения тружеников магистралей крышей над головой имеет более древние корни.
– Накануне юбилея нашего подразделения мы решили узнать, как обстояли дела в данном направлении с момента формирования железнодорожного транспорта на Урале, – говорит начальник отдела корпоративной жилищной политики службы управления персоналом СвЖД Елена Чуверова. – Мои коллеги совместно с заместителем начальника отдела документационного обеспечения службы управления делами дороги Светланой Чижёвой собрали уникальную информацию по истории жилищного строительства на полигоне сегодняшней Свердловской магистрали и с помощью специалистов службы корпоративных коммуникаций создали тематический видеофильм.
Уральская Горнозаводская железная дорога, соединившая Пермь и Екатеринбург, введена в эксплуатацию в 1878 году. Помимо производственных зданий и сооружений возводилось жильё для её служащих и рабочих. Обусловлено это большой протяжённостью линейных участков, отсутствием вблизи них населённых пунктов, а также какой-либо инфраструктуры, кроме железнодорожной. Поэтому приходилось заботиться о месте проживания путейцев и членов их семей.
Дома строились, в основном, деревянные на каменных фундаментах, как правило, не выше двух этажей и на несколько семей. На Уральской Горнозаводской для этих целей было возведено 17 двухэтажных и 53 одноэтажных сооружения по типовым проектам, что значительно удешевляло их стоимость. На станции Чусовская образовалась целая улица из таких зданий, которые сохранились и в настоящее время. Казённое жильё предоставлялось вместе с должностью и после увольнения его необходимо было освободить.
С постройкой новых железнодорожных линий появлялись дома с большим комфортом. Например, на введённом в эксплуатацию в 1909 году Пермь-Екатеринбургском участке при квартирах средних и высших служащих были устроены тёплые туалеты. Во всех кухнях предусмотрены погребки с люками и лестницами, а на чёрном крыльце – дощатые кладовые для пищевых продуктов, что было весьма актуально при отсутствии современных холодильников. В жилье высших служащих на станциях Пермь-Заимки, Кунгур и Шаля сооружались помещения для ванн и крытые веранды.
Западно-Уральская железная дорога была включена в общую сеть 16 октября 1916 года. Здесь на маленьких станциях квартиры начальников порой размещались в одном здании с пассажирскими помещениями. Не отличаясь обширностью, они имели много удобств, которые встречались далеко не на всех магистралях России.
Случалось, что введённая в эксплуатацию станция в дальнейшем становилась населённым пунктом и даже городом. Таким на Свердловской железной дороге, например, является узел Богданович Екатеринбурго-Тюменской линии.
После Октябрьской революции 1917 года пролетарское государство устанавливает контроль над распределением квартир путём учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В октябре 1919-го управление железной дороги переезжает из Перми в Екатеринбург. В связи с отсутствием собственных служебных и жилых помещений, арендуются дома у коммунальных хозяйств и частных лиц, в том числе для размещения школ, детских домов, клубов и других нужд. В начале 1920-х на дороге создаётся так называемый жилищный подотдел при Управлении подсобными предприятиями. Через три года вместо него в службе пути организуется жилищно-строительная часть. Формируются дорожные, участковые жилищные комиссии и совещания, основными задачами которых является регулирование, развитие и осуществление жилищно-строительного процесса, направленного на удовлетворение потребностей железнодорожников.
В 1924-м, в целях поощрения собственного домостроения, в населённых пунктах с крайне обострившимся жилищным вопросом, для рабочих и служащих дороги вводится в действие льготный тариф на перевозку лесоматериалов, срубов и домов в разобранном виде.
Газета «Уральский рабочий» в номере от 4 сентября 1924 года писала: «Около станции Екатеринбург I идёт спешная постройка посёлка для рабочих и служащих Екатеринбургского узла. Из намеченных к сооружению 20 домов, возведение пяти уже заканчивается. Начата постройка двух деревобетонных строений и для 12 деревянных сложены фундаменты. Новый посёлок даст возможность удовлетворить квартирами 80 железнодорожных семейств».
Так во второй половине 1920-х годов на карте Екатеринбурга появилась улица Стрелочников. До нашего времени здесь сохранилось 11 домов.
В конце 1920-х и начале 1930-х строятся в первую очередь жилые дома с индивидуальными квартирами, которые являлись наградой за особые заслуги перед государством. Улица Северная (с 1934-го – Челюскинцев) начинает массово застраиваться после возведения здания управления железной дороги в 1928 году. Близлежащий район сразу же стал активно осваиваться железнодорожниками. В 1929-м на нечётной стороне улицы у пруда введён в эксплуатацию первый ведомственный каменный пятиэтажный многоквартирный дом. Перед ним разбит большой сквер для отдыха жителей и детских игр. На первом и полуподвальном этажах размещались архив, ясли, молочная кухня, два небольших магазина, столовая и медицинский профилакторий.
На основании Приказа народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича от 14 мая 1936 года для улучшения руководства и обслуживания ведомственного жилищного хозяйства на сети с 1 июня 1936 года были созданы жилищные отделы. История подразделения, которому нынче исполняется 85 лет, началась с издания указаний к составлению хозяйственно-финансовых планов домоуправлений, инструкций о порядке заключения договоров найма жилых помещений в зданиях, находящихся в ведении железнодорожного транспорта.
В 1939-м на улице Челюскинцев, 62 вводится в эксплуатацию 36-квартирный дом для рабочих и служащих магистрали. Формируется и район в городе, который позднее назовут «Старая Сортировка». Строительство в 1930 году крупнейшей железнодорожной станции Свердловск-Сортировочный способствовало появлению возле неё благоустроенного жилья, которое получали стахановцы и инженерно-технические сотрудники.
В годы Второй мировой было не до новых домов, а в 1945-м Народным комиссариатом путей сообщения создаётся Урало-Сибирский округ железных дорог. Он существовал до 1951 года, объединял шесть магистралей Урала и Сибири. Такое укрупнение помогло в короткие сроки преодолеть послевоенную разруху.
В № 1-2 от 1 января 1947-го дорожной газеты «Путёвка» (теперь «Уральская магистраль») сообщалось: «После Великой Отечественной войны в 1946 году для железнодорожников было построено 53 дома площадью 1935 квадратных метра». А в № 24 от 23 февраля 1947-го: «Ко дню Советской Армии строители сдали в эксплуатацию ряд новых объектов. На станции «Звезда» – 20 одноквартирных жилых домов для работников Урало-Сибирского округа и двухэтажное общежитие. Общежитие для железнодорожников закончено и на станции Свердловск-Сортировочный». В феврале 1950-го печатный орган магистрали информировал: «По особому распоряжению правительства возле паровозного депо Свердловск-Пассажирский в 1947 году началось строительство посёлка машинистов. Один за другим вырастают аккуратные, удобные домики (около сотни) с приусадебными участками для огорода и небольшого сада. Вскоре появились названия переулков, номера домов. Производственники, передовики со своими семьями поселяются в удобных домах, построенных на государственную ссуду с рассрочкой на 10 лет», «В послевоенные годы активно застраивается район Сортировки. Возникают новые улицы, в том числе улица Техническая. В новых квартирах размещаются семьи рабочих и служащих станции, паровозного и электродепо, вагонного участка, дистанции связи, путейцы и другие».
В 1949 году завершилось строительство первой очереди 250-квартирного дома для высокопоставленных лиц Урало-Сибирского округа на улице Андре Марти (современный адрес: Екатеринбург, улица Мельковская, 2б). Сооружённое в стиле сталинского ампира, это здание с паровозом на фасаде было первым из целой серии однотипных пятиэтажек, появившихся в середине 1950-х на улице Свердлова.
Железнодорожные посёлки появлялись и в других населённых пунктах, через которые проходила магистраль. Строились жилые дома и общежития. Начиная с 1958 года, в так называемых хрущёвках предусматривались экономичные благоустроенные квартиры для каждой семьи.
– С 1991 года все граждане России получили право перевести имеющееся жильё в собственность бесплатно, в порядке приватизации, – подытоживает Елена Чуверова. – В настоящее время корпоративная поддержка является действенным методом закрепления сотрудников в отрасли. Молодые специалисты практически сразу при трудоустройстве могут приобрести квартиру и при помощи ОАО «РЖД» погашать кредит. Отдельные категории работников СвЖД также имеют возможность пользоваться льготами от компании.
Геннадий Горда
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/