фото: из личного архива

Покорение Дипкуна

Бывшему старшему электромеханику района электроснабжения станции Кунгур Геннадию Цаплину (на фото) довелось быть свидетелем одного и участником другого исторического события, ставших символами эпохи: запуска «Лунохода-2» и строительства Байкало-Амурской магистрали.
На выбор его профессии повлияла мама Евгения Андреевна. В Кунгуре она работала нарядчиком – нормировщиком труда локомотивного депо.
После окончания десятилетки Геннадий устроился в депо, готовился стать машинистом. Скоро пришла повестка из военкомата: его направили служить в Казахстан. Здесь он впервые увидел грандиозный стартовый комплекс – космодром Байконур. Находясь в боевом расчёте, наблюдал, как запускались космические корабли – в частности, ракета-носитель, доставившая «Луноход-2» на спутник Земли.
После демобилизации он вернулся в депо. Руководство направило его в Уральский электромеханический институт инженеров транспорта учиться по специальности «электроснабжение на железнодорожном транспорте (электротяговое хозяйство)». Здесь действовала военная кафедра, и по окончании вуза в 1978 году одновременно с вручением диплома ему присвоили звание лейтенанта. Выпускники вуза с погонами получали от ­военкомата направления в железнодорожные войска, в том числе и на БАМ. После трёх недель побывки у родителей в Кунгуре Геннадий взял билет на поезд до станции Сковородино.
– Поздним вечером прибыли на станцию, – вспоминает ветеран. – Нашу группу встретил старшина милиции, проверил документы: кто угодно на стройку попасть не мог. Нужна была или комсомольская путёвка, или направление от военкомата, как у меня. После ночёвки на вокзале утренним автобусом уехали в Тынду. Там за нами прислали машину, и мы тряслись в её кузове ещё часа полтора по автодублёру БАМа, прежде чем прибыли на место назначения.
В посёлке Маревый стоял полк военных мостостроителей. Казармы располагались в щитовых финских домиках, отапливаемых от котельной. Само название посёлка означало «низкая, заболоченная местность». Отсюда рота Геннадия Цаплина в составе отдельного мостового полка вела нитку до посёлка Дипкун – укладывали рельсошпальную решётку. Сотни километров сложной местности с участками вечной мерзлоты. Да и в самом посёлке пятиэтажки стояли на 25-метровых сваях. Все бойцы имели строительные специальности – бульдозеристы, компрессорщики, водители большегрузов. Трудились чуть ли не круглые сутки, при свете фар, под рёв «Магирусов», КамАЗов. Приходилось нелегко.
– Там я впервые узнал, что такое по-настоящему низкие температуры, когда зимой столбик термометра опускается ниже минус 50 градусов, – вспоминает наш герой. – Конечно, в таких погодных условиях работа прекращалась.
Строители в погонах не забывали и о военно-политической подготовке. Начальник политотдела и замполит роты следили за тем, чтобы воинский дух строителей не ослабевал. Утренние и вечерние поверки, боевая подготовка – всё как в обычной армейской службе.
Осенью 1979 года завершился важнейший этап строительства и состоялся митинг военных железнодорожников. Мероприятие закончилось, наступили трудовые будни – путь на Ургал. Мостостроителям предстояло пересечь многочисленные речки, ручьи. Все их названия и не упомнить: Олонгро, Десс, Брянта, Утугай… Бойцы были настроены решительно. Их не пугали сотни и сотни километров труднопроходимых участков тайги, болотистой местности, полноводная река Бурея. Каждый из них приобрёл уникальный опыт строительства капитальных и временных искусственных сооружений в условиях низких температур и вечной мерзлоты.
Когда восточный участок магистрали приняли к эксплуатации, это событие стало днём трудовой славы воинов-железнодорожников. Перед отправкой домой старшему лейтенанту Геннадию Цаплину за самоотверженный труд на стройке века вручили именные часы. Другую награду – медаль за строительство БАМа – наш герой получил уже в 1984 году. На вопрос, что дали ему работа и служба на Байкало-Амурской магистрали, ветеран отвечает, что это была необходимая закалка, которая помогала успешно выполнять производственные задачи в дальнейшей трудовой деятельности.
После возвращения домой он вернулся на работу в локомотивное депо, где отработал почти 18 лет – сначала помощником, а затем и машинистом электровоза. Потом 12 лет трудился электромехаником района электроснабжения станции Кунгур, вплоть до выхода на заслуженный отдых. Общий стаж Геннадия Анатольевича на железной дороге превышает 35 лет.
Владимир Андреев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/