22 августа 2019 23:52

Судьбы отважных женщин-машинистов

Семьдесят два года назад восьмого марта девушки Свердловской магистрали в честь праздника провели грузовой состав по участку<br />

В нашем сознании вождение грузовых и пассажирских поездов – сугубо мужское занятие. Но так было не всегда. В годы Великой Отечественной и накануне Второй мировой войны паровозами управляли представительницы слабого пола. О женщинах с мужской профессией накануне Восьмого марта корреспонденту «УМ» рассказала заведующая музеем истории железнодорожного транспорта Тюменского региона обслуживания.

 

Женский состав

Кропотливо, документ к документу, Галина Оношкина собирала информацию о женщинах-машинистах времён войны. Вместе с ней перелистываем пожелтевшие от времени страницы архива. Вот Приказ № 73 по Тюменскому отделению, в котором говорится, что восьмого марта 1940 года по инициативе работников в честь Международного женского дня на Поклёвском участке было организовано проведение тяжёлого поезда № 951. Составом управляли только женщины. «Передовые производственницы отделения ещё раз показали, как нужно водить тяжёлые поезда на высоких скоростях». При норме в две тысячи железнодорожницы провели состав в 2160 тонн. Номер исторического паровоза – 713-ЭИ. В его кабине в тот день сидела машинистка Анна Задирченко, помощницей была Валентина Буторина, а кочегаром – Дарья Суслова. Помогали им дежурная по станции Анна Мортюченко, старший кондуктор Александра Поцелуева и вагонные мастера Шаворталова и Кудрявцева.

В приказе говорится: «Техническая скорость при задании 31,3 была выполнена на уровне 37,8 км/ч. Нагон составил 33 минуты. При обратном следовании поезд держал скорость 35,3 км/ч. Состав сопровождали машинист-комсомолец Тимкин и политрук, комсомолка, старший диспетчер товарищ Мира Денисова». Всем, кто участвовал в этой исторической поездке, были объявлены благодарности с занесением в личное дело.

 

Девичье призвание

Стать машинисткой и водить составы – навряд ли об этом помышляли девушки того времени. Но жизнь распорядилась иначе. Мужчины ушли на фронт, и на рабочих местах их были вынуждены сменить хрупкие создания. Впрочем, далеко не все женщины осваивали мужскую профессию от безысходности. Была среди них одна, которая мечтала управлять поездами с детства. Её имя – Екатерина Агафонова. В музее в память об этой женщине-героине сохранились любопытные материалы, газетные публикации, автобиография.

Всё начиналось в далёком 1938 году. Ещё будучи совсем девчушкой Катя Агафонова бегала на станцию и любовалась паровозами, задерживалась у полотна стальной колеи, смотрела на маневровые… Попасть на поезд стало её заветной мечтой. Но кто же пустит девушку на паровоз?

Однажды чудо всё-таки свершилось. Катя увидела объявление: «В Тюменское паровозное депо требуются кочегары». Принимались и женщины. Не раздумывая Агафонова написала заявление. Не послушала даже маму. Та твердила, что её дочь сдурела: мол, после смены у кочегаров из-за угольной пыли и копоти только глаза да зубы блестят.

В 1939 году Катерину направили на курсы помощников машиниста, и уже через год она заняла место за левым крылом паровоза. Свою работу любила, потому и справлялась легко. Её умению, сноровке и ловкости завидовали даже мужчины-паровозники. Своему машинисту Катя была действительно помощником.

 

Дорога к Победе

…В то утро состав, на котором работала наша героиня, смело набирал ход. До Тюмени оставалось несколько перегонов.  Семафор оповестил: поезд берут на боковой путь. «Видимо, сзади скорый, обгонять будет», – сказал механик. Втянувшись в пределы бокового пути, состав остановился. Машинист, помощник и механик сошли с паровоза и уселись на траву. Начинался чудный летний день...

От помещения станции к составу бежал человек, размахивая руками, и что-то кричал. Когда домчался до локомотивной бригады, отрезал: «Война! Сегодня на рассвете немцы Киев бомбили».

С тех пор жизнь нашей героини резко изменилась. В первые месяцы войны многих железнодорожников забрали на фронт. Ушёл воевать и машинист, с которым в связке работала Катя. Рабочих рук не хватало. Агафонова это понимала и сознательно готовилась к сдаче экзамена на право управления паровозом. Весной 1941 года ей доверили
водить составы.

Нелёгкое дело легло на плечи девушки. Иногда с паровоза она не сходила по двое-трое суток. Каждый воинский эшелон, продвинутый ею на запад, был вкладом в Победу.

С паровозом героиня рассталась лишь в 1945 году, по состоянию здоровья. Ей вручили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За Победу над Германией», а также благодарственные письма за отличную работу.

…Профессиональный путь девушек, пришедших в те годы кочегарами в депо, повторяется один в один: учились и работали помощниками, затем стали машинистами. Такая судьба была уготована Евдокии Щербаковой, Валентине Марач, Марии Катаевой и другим. Своим усердием и трудом они доказали: женщины – не только нежные создания, но и надёжные, отважные защитницы своей страны. С биографиями многих из них было бы полезно познакомиться каждой современной девушке.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31