17 ноября 2019 07:37
17 ноября 2019 07:37

Южное сердце севера магистрали

Совершить подвиг можно в один миг, а можно делать это каждый день и всю жизнь

Старший электромеханик Сургутской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-20) Свердловской дирекции инфраструктуры Валентина Зайцева более 30 лет обеспечивает безопасность движения поездов.


С милого юга в сторону северную

Родилась и выросла Валентина на Украине. В семье железнодорожников не было. Но по примеру старшей подруги после школы поступила в Киевский электромеханический техникум железнодорожного транспорта. Сначала ей просто понравилось название специальности – автоматика и телемеханика. А потом и сам предмет по вкусу пришёлся. После окончания техникума пять лет отработала в Шепетовской дистанции на Украине, а в 1982 году приехала на север, в Нижневартовск. В те годы многие туда ехали в поисках романтики. Молодая девушка думала, что несколько лет поработает, и домой. Оказалось, затянуло навсегда.

– Муж, дети, интересная работа – всё как в песне: «Если ты полюбишь север, не разлюбишь никогда», – говорит Валентина Владимировна. – Теперь, если в отпуск на Украину уезжаю, то тянет назад, в Нижневартовск. Месяц назад вернулась из родных мест. Всегда заезжаю в Шепетовскую дистанцию и в Киев, где есть мои бывшие коллеги. После распада Союза там не очень благоприятная обстановка для работы. На севере интереснее, и не только из-за природных условий, – смеётся Валентина Владимировна. – К суровому климату уже привыкла, тем более что последние годы он сильно меняется в сторону потепления. Уже нет таких морозных зим, как раньше были – минус 40–45. И то ничего – одевалась потеплее и трудилась.


Работа – ежедневный подвиг

С 1990 года Валентина Владимировна руководит цехом контрольно-измерительных приборов дистанции. В 1992 году получает высшее образование в Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта.

Специфика работы коллектива, который возглавляет Валентина Зайцева, заключается в том, что всю аппаратуру СЦБ (реле, приборы, трансформаторы, предохранители, разрядники, бесконтакт-ное оборудование, выпрямители…) проверяют и ремонтируют они сами. Причём выдают гарантию на её дальнейшую эксплуатацию.

– У нас много трудностей, связанных с эксплуатацией оборудования в условиях резких перепадов температур. Летом – плюс 40, зимой – минус 50, – рассказывает начальник ремонтно-технологического участка ШЧ-20 Николай Крыжановский. – Кроме того, есть проблема во взаимодействии со смежными подразделениями в части перевозки оборудования. Валентина Владимировна сама звонит в ПЧ и договаривается с транспортом, чтобы доставить аппаратуру на линию или забрать её обратно.

– Большой объём нормативной и технической документации в её подразделении
содержится в показательном состоянии, – продолжает Николай Николаевич. – А учёт и смена приборов, которые находятся на удалённых объектах, станциях и перегонах, налажен, можно сказать, идеально. Просрочек аппаратуры на её участке нет.

По мнению коллег, хорошие производственные показатели связаны с её характером. Валентина Зайцева очень требовательна к себе, стремится к самосовершенствованию. Помогает ей в этом высшее образование – теоретическая база – и практика, которой у неё хватит на двоих. Она знает, что и когда надо делать. Отзывчивая и открытая в общении. Любой вопрос с ней можно обсудить и решить.

Кроме своих непосредственных обязанностей Валентина выполняет ещё и хозяйственные функции по содержанию здания бывшего ШЧ в Нижневартовске.

– Не каждый мужчина так чётко сможет наладить большой объём разноплановой работы, – уверен Николай Крыжановский. – В нашем коллективе Валентину Владимировну с её мужской хваткой сравнить не с кем. Думаю, что и в масштабах дороги вряд ли найдётся такая же личность.

– Благодаря её организаторским способностям и за счёт строгого соблюдения технологии ремонта и регулировки приборов в цехе нет просроченных приборов и выхода из строя аппаратуры, – говорит начальник ШЧ-20 Виталий Щербаков. – С 2000 года Валентиной Владимировной проведена значительная работа по улучшению организации труда, была внедрена технолого-нормировочная карта по ремонту и проверке приборов СЦБ. Это позволило пересмотреть нормы времени на проверку приборов и упорядочить систему их комплексной замены. И, соответственно, увеличить производительность труда.

Но главным достижением её коллектива начальник дистанции считает то, что на протяжении последних трёх лет они содержат обслуживаемый участок в технически образцовом состоянии, без повреждений по вине цеха.

В процессе написания материала мне показалось, что перечисление заслуг и достижений нашей героини становится утомительным. Но, на мой взгляд, тем ценнее сам человек – ведь она всё это сделала и продолжает совершать каждый день! Это ли не подвиг? Поэтому продолжу.

Под руководством Валентины Владимировны за последние три года в цехе полностью заменена техническая база. Внедрён электронный учет установки и сроков замены аппаратуры. По всем станциям заменены фазирующие устройства, установлены испытательные стенды на микропроцессорной основе, что позволяет повысить качество выпускаемой продукции и улучшить надёжность приборов СЦБ.

– Она очень требовательна к себе, – характеризует её Виталий Щербаков, – Является наставником молодёжи, пользуется заслуженным авторитетом.

В 1997 году коллектив, возглавляемый Валентиной Зайцевой, был признан лучшей бригадой Свердловской железной дороги. Она сама неоднократно поощрялась руководством. В её трудовой книжке 41 поощрение. В 2000 году Валентине Владимировне было присвоено звание «Лучший мастер, командир среднего звена Свердловской железной дороги», а в 2004 году она была награждена знаком «За безупречный труд на федеральном железнодорожном транспорте. 20 лет». Совсем недавно, накануне Дня железнодорожника, к этим наградам добавилась ещё одна – знак «Почётный работник Свердловской железной дороги».


Секрет успеха 

– Если бы не было такого коллектива, то и работа бы так хорошо не получалась, – считает Валентина Зайцева. – Электромеханики у меня очень дружные, хорошие, грамотные. Это и помогает нам добиваться высоких результатов. Стабильный состав, текучки практически нет. Основная масса – те, кто пришёл вместе со мной в 1982 году. Сейчас у нас три группы коллектива: в Нижневартовске – восемь человек, бригада в Сургуте – девять человек. Ещё есть бригада по централизованному ремонту приводов – четыре
человека.

Главной задачей работы своего коллектива Валентина Владимировна считает предупреждение поломок. А для этого надо соблюдать технологию ремонта и регулировки аппаратуры.

– Последние годы нам удаётся добиваться стопроцентного качества работы, – с гордостью говорит наша героиня. – Для этого у нас существует двойной и даже тройной контроль – чтобы претензий к нам не было.

Но никакой контроль не даст положительного результата, если он не является осознанной каждым работником необходимостью. Поэтому всё зависит от личностных качеств, главным из которых, по мнению Валентины Зайцевой, является ответственность.

– Если ты что-то выпустил, то должен быть на 100 % уверен, что сделал ты это качественно, – продолжает Валентина Владимировна. – Должен быть внутренний самоконтроль. Я, например, ремонтирую реле и знаю, в какой цепи оно будет работать. Значит, нетрудно представить, какие последствия произойдут, если оно выйдет из строя: в лучшем случае – задержки поездов, в худшем – крушение. Поэтому ответственность очень большая!


Сердце

Каждый мастер с большой буквы любит своё дело. Вот и наша героиня – из
таких.

– На железной дороге есть разные подразделения – вагонники, станционники, путейцы, мы – эсцебисты. Если сравнить весь этот комплекс с организмом человека, то наша часть в нём – сердце! Не будет исправна наша аппаратура – и вся железная дорога не сможет чётко функ-ционировать. Каждая релюшка, всё оборудование должно работать как часы.

– К сожалению, – говорит Валентина Владимировна, – сейчас уже много старой аппаратуры, которую не выбрасываем, а разбираем. Всё, что может ещё работать, ремонтируем и регулируем.

Переживает сердце украинской девушки за состояние северных районов Свердловской магистрали. А значит, живёт дорога, пока есть такие люди!

Геннадий Горда

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31