22 января 2022 05:22

22 января 2022 05:22

фото: из личного архива

На страже магистралей между Европой и Азией

Ведомственная охрана способна действовать оперативно и решительно в любых ситуациях

В декабре 1921 года в структуре Народного комиссариата путей сообщения РСФСР была создана ведомственная вооружённая охрана. В её функции входило обеспечение защиты охраняемых объектов, сопровождение перевозимых грузов и пожарная безопасность на всём протяжении железных дорог. Об истории создания ведомственной охраны на Свердловской магистрали и её сегодняшней деятельности рассказывает директор филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на СвЖД Дмитрий Козачкин (на фото).
СвЖД: история и современность
История железных дорог нашей страны неразрывно связана с Уралом. Именно здесь почти 200 лет назад демидовские мастеровые, отец и сын Черепановы построили «самоходный дилижанец» – первый отечественный паровоз. Позже русские инженеры и строители впервые в рекордно короткие сроки смогли проложить железную дорогу по территории со сложным горным рельефом – в 1878 году открылось движение поездов по линии Пермь – Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург.
Постепенно магистраль «обрастала» новыми участками и направлениями. За годы своего существования она сменила множество названий: Уральская Горнозаводская, Уральская, Пермь-Тюменская, Пермская, железная дорога им. Л. М. Кагановича, Свердловская.
Сегодня СвЖД обслуживает территорию площадью 1,8 млн кв. км с населением более 11 млн человек. По основным показателям магистраль входит в первую тройку железных дорог России. Свердловские железнодорожники стабильно «вывозят» продукты нефте- и газопереработки, калийные и азотные удобрения, чёрные и цветные металлы, стройматериалы и лес, другие значимые для экономики страны грузы.

Время первых
Вопрос безопасности функционирования железнодорожного транспорта, его защиты от противоправных вмешательств всегда стоял очень остро. С конца XIX века в Российской империи эти функции выполняли вооружённые путевые сторожа, а также армейские соединения. Но профессиональная охрана железных дорог появилась уже после революции.
В 1920-е годы железные дороги разорённой гражданской войной молодой советской республики захлестнула волна хищений, разбоев и беспорядков. Особенно сложная криминогенная обстановка сложилась на Урале. В декабре 1921 года, в соответствии с декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета труда и обороны (СТО), на Пермской железной дороге одним из первых в стране был создан отряд охраны со штатом 23 человека. А на станции Екатеринбург был размещён один из семи специализированных пожарных поездов. Тогда же приказом народного комиссара путей сообщения был создан Свердловский отряд военизированной охраны. В то непростое время первоочередными задачами были реализация мероприятий по охране станционных сооружений, мостов, водокачек, телефонных и телеграфных узлов, складов и грузовых дворов, мер по обеспечению пожарной безопасности железнодорожного транспорта. В 1932 году был создан Пермский отряд военизированной охраны, в 1936-м – Тюменский, в 1938-м – Нижнетагильский.

В годы военного лихолетья
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны на железных дорогах было введено военное положение. Все рабочие и служащие считались мобилизованными. Свердловская магистраль стала центральной транспортной артерией страны. На запад шли эшелоны с военной техникой, оружием, людьми. На восток – поезда с оборудованием эвакуированных заводов и ранеными. Эвакопункты на станциях принимали эшелоны, снабжали питанием стариков и детей, оказывали медицинскую помощь. В Свердловской области было размещено более 700 эвакуированных предприятий. В самом начале войны литерными поездами из Ленинграда в Свердловск была вывезена уникальная коллекция Эрмитажа.
Тысячи железнодорожников добровольцами ушли на фронт. На их рабочие места пришли женщины. На Свердловской дороге в 1942 году трудилось около 11 тысяч женщин, в 1944-м их стало почти 25 тысяч – больше половины всех работающих. Еще примерно четверть составляли подростки и дети.

Славная летопись ВОХРа
После окончания Великой Отечественной войны и вплоть до распада Советского Союза безопасность на Свердловской железной дороге успешно обеспечивали подразделения военизированной охраны Министерства путей сообщения. Они боролись с расхитителями социалистической собственности, хулиганами и правонарушителями, охраняли стратегические объекты железнодорожной инфраструктуры, обеспечивали пожарную безопасность.
В 1978 году, в связи с разработкой богатых нефтегазовых месторождений и строительством железнодорожной ветки на север Тюменской области, был образован Сургутский отряд военизированной охраны. В 2006 году на базе Тюменского и Сургутского отрядов создан объединённый Сибирский отряд. Свердловский отряд в 2002 году был реорганизован в Екатеринбургский.
В новой России на железнодорожном транспорте появились новые угрозы. Самая серьёзная из них – терроризм. Подразделения военизированной охраны усилили охрану особо важных объектов железнодорожного транспорта. Было налажено тесное межведомственное взаимодействие с правоохранительными органами и спецслужбами. Разработан комплекс мер по предотвращению противоправных вмешательств в работу железных дорог.

Охрана «на новых рельсах»
Создание в 2005 году федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) ознаменовало новый этап развития структур безопасности российских железных дорог.
Филиал на Свердловской железной дороге – один из ключевых и наиболее крупных в структуре предприятия. В его составе – четыре отряда: Екатеринбургский, Пермский, Нижнетагильский, Сибирский, которые включают в себя 27 стрелковых команд, 14 команд по охране искусственных сооружений, специализированную команду и команду служебного собаководства. На основных станциях магистрали дислоцирован 21 пожарный поезд, в том числе 12 составов нового поколения. Филиал обслуживает участки и линии железных дорог общей протяжённостью более 7,5 тысяч километров на территории Свердловской и Тюменской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Общая численность работников превышает четыре тысячи человек.
Филиал на Свердловской магистрали обеспечивает надёжную охрану перевозимых грузов и объектов, в том числе стратегического значения. Услугами предприятия пользуются крупнейшие предприятия Урало-Сибирского региона.
Подразделения ведомственной пожарной охраны, помимо обслуживания объектов Свердловской магистрали, регулярно привлекаются к тушению различных возгораний по запросам МЧС России. Для поддержания высокого уровня готовности, а также отработки навыков и алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях проводятся совместные учения и специальные тренировки.
С 2018 года на ведомственную охрану железнодорожного транспорта государство возложило функцию по обеспечению транспортной безопасности. Так, подразделения филиала на Свердловской железной дороге на высоком профессиональном уровне реализовали комплекс совершенно новых для себя задач в период проведения в Екатеринбурге матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Навстречу юбилею
Структурам ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта России 9 декабря исполняется 100 лет. Юбилей коллектив филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской железной дороге встречает с солидным багажом колоссального опыта и славных традиций, помноженным на инновации и современные технологии. На пороге второго столетия работники ведомственной охраны с уверенностью смотрят в будущее и готовы к реализации новых проектов, выполнению любых задач, поставленных государством и обществом!
От всей души сердечно поздравляем всех работников нашего предприятия со 100-летней годовщиной создания ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта. Желаем крепкого здоровья, семейного благополучия и высокого профессионализма в выполнении должностных обязанностей.
Павел Кузьмичёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30