05 декабря 2021 08:33

05 декабря 2021 08:33

фото: из личного архива Виктора Соколова

Вторая жизнь станции

В её истории немало знаменательных дат, связанных с ключевыми для развития дороги событиями

На станции Богданович 85 лет назад, в 1936 году, была создана ремонтно-прокатная база (РПБ), давшая импульс как развитию самой станции, так и строительству вторых путей на Тюмень.
Сегодня информацию об истории станции, сохранившиеся артефакты бережно собирает и хранит ветеран предприятия и основатель музея предприятия Виктор Соколов (на фото). С 1979-го по 1984-й, а потом и с 1989-го по 1999-й он работал начальником станции. В настоящее время прилагает максимум усилий, чтобы сохранить историческое наследие.
– Необходимость в создании РПБ возникла в связи с началом строительства, перед самой войной, вторых путей на Тюмень, – рассказывает ветеран. – По сути, тем самым станции дали вторую жизнь.
В истории станции немало знаменательных дат. В 2020 году она отметила 135-летие со дня проследования через неё первого поезда – из Екатеринбурга до Камышлова. Строительство Екатеринбургско-Тюменской железной дороги началось летом 1883 года, и в декабре 1885 года стальной путь уже связывал столицу Среднего Урала с Тюменью. Дорога строилась по инициативе и проекту генерала Евгения Васильевича Богдановича, чьим именем и названа станция. На ней было семь путей, эксплуатационную работу обеспечивали начальник станции, четыре стрелочника, пять путейцев. В их распоряжении были два паровоза. Через станцию проходили два товарных и два пассажирских поезда со скоростью 15–20 км/час. Из Екатеринбурга до Тюмени можно было доехать по железной дороге за 16 часов. В январе 1888 года первая Уральская магистраль соединилась с Екатеринбургско-Тюменской дорогой. А узловой станции Богданович было уготовано большое будущее.
Возведение вторых путей в 1936 году на этом участке Транссиба стало важной вехой в развитии и станции, и одноимённого посёлка. В 30-е годы со станции отправляли глину, железную руду, известь. Население посёлка достигло 200 человек. В 1930 году здесь построили «треугольник» для разворота паровозов. Тогда же наметили строительство второго пути на участке Богданович – Дубровный – Пышминская. Но для более масштабного освоения требовалась производственная база. Поскольку в путевом хозяйстве земляные и балластировочные работы серьёзно механизировались: появлялись путевые струги, большегрузные скреперы, электробалластёры, путеукладочные краны Платова.
В 1932 году был принят в эксплуатацию шпалопропиточный завод, а в 1936 году основана РПБ. Эти два предприятия непосредственно связаны с дальнейшим развитием сети железных дорог, строительством вторых путей. Требовалось всё больше шпал, рос парк автомашин, тракторов, землеройной и другой техники.
– В 1936 году на строительстве новых железнодорожных линий стали применять отечественные путеукладчики двух конструкций: плетевой и звеньевой, – рассказывает Виктор Владимирович. – Позднее появились путевые машинные станции, специальные машины для выполнения новых видов ремонта, содержания верхнего строения пути.
В 1938 году тульские конструкторы создали балластировочную машину Б-5, которая распределяла выгруженный балласт по всей путевой решётке, делала подъёмку пути на балласт. На РПБ ремонтировали самую разнообразную технику: машины на пневматическом ходу, на гусеничном, на железнодорожном ходу – в том числе железнодорожные краны. Рос парк путеукладчиков, балластёров, средств малой механизации. База уже представляла собой крупное производство со множеством цехов, включая кузнечный, токарный, широко использовались мостовые краны.
В тяжелейшее военное лихолетье через Богданович вырос грузопоток: на фронт шли эшелоны с солдатами и военной техникой, боеприпасами. С запада – составы с эвакуированным населением. Для работников станции трудовой героизм становился повседневным. Организаторский талант в это время проявили руководители всех служб во главе с начальником станции Эмилем Аптекарем. Военный режим был отменён только в 1955 году. К 75-летию Великой Отечественной войны в музее станции собрали все возможные материалы по участникам войны и труженикам тыла. За добросовестный труд 146 железнодорожников отмечены правительственными наградами: 12 работников – орденами Трудового Красного Знамени, четверо – орденом «Знак почёта», 11 – орденом Ленина. Многие награждены медалями «Участник трудового фронта», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Навечно вписаны в историю станции имена железнодорожников – Героев Советского Союза Григория Павловича Кунавина и Кузьмы Степановича Пургина.
Конечно, главное на предприятии – это люди. Те, кто создавали и создают его трудовую славу, опираясь на предшественников. Трудовые династии – Турыгиных, Боликовых, Кондратьевых, Шангиных, Шмидт. Виктор Соколов однажды подсчитал: общий трудовой стаж династий превышает 5430 лет. В 2020 году ко дню рождения станции на перроне вокзала установили мемориальную доску.
Сегодняшнее поколение и работников, и руководителей старается поддерживать трудовые традиции. На Доске почёта – фото и имена руководителей станции, каждый из которых внёс вклад в её развитие. Для многих станция стала хорошей школой, дала «путёвку в жизнь». В их числе – братья Герус. Владимир Леонидович возглавлял станцию в 2005–2007 годы, а сейчас он первый заместитель начальника Свердловской железной дороги. Сергей Леонидович руководил станцией с 2016 по 2017 год, а сейчас он начальник станции Сургут. Евгений Фоминых был начальником станции с 2013 по 2016 год, а сейчас он – начальник Екатеринбургского центра организации работы железнодорожных станций (ДЦС-2).
В 2020 году, в год 135-летия станции, по итогам работы за первый квартал коллектив удостоился первого места в соревновании среди участковых станций СвЖД. По оценке начальника станции Дмитрия Ботанина, возглавлявшего коллектив до сентября 2021 года, успеха помогли достичь слаженная работа железнодорожников, их нацеленность на общий результат.
Как пояснил начальник отдела по работе со станциями ДЦС-2 Василий Животков, ежесуточно через станцию проходит 108 пар поездов, производится погрузка свыше 6000 тонн разных грузов:
– Станция принимает в расформирование 13 поездов, а через сортировочную горку малой мощности проходит 900 вагонов в сутки. При этом необходимо соблюдать все требуемые меры по обеспечению сохранности грузов. Коллектив опытный, на станции трудится 366 человек. Из них 127 – молодёжь, недавние выпускники вузов и колледжей. Они берут пример с работающих стажистов – их 53 человека.
За 85 лет с момента создания ремонтно-прокатной базы производственные технологии ушли далеко вперёд, появились такие, которых раньше не было. В частности, ведётся обработка ускоренных контейнерных поездов назначением Москва – Богданович, Богданович – Тобольск. Сокращается время простоя вагонов – с 24 до 15 часов, причём планируется довести этот показатель до 12 часов. Запускаются контейнерные перевозки, восстанавливается работа двух грузовых тупиков, улучшаются условия труда железнодорожников. Планируется реконструкция вокзала и привокзальной площади.
Виктор Соколов уверен, что все наиболее важные достижения, вехи в развитии станции найдут своё отражение в документах и экспонатах музея.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31