28 октября 2021 10:54

28 октября 2021 10:54

фото: из личного архива Ирины Князевой

Кадры готовят смолоду

Российские железные дороги объявили конкурс на соискание премий лучшим педагогическим работникам образовательных учреждений компании

Два преподавателя Центра технического развития – детского технопарка «Кванториум» Свердловской детской железной дороги Ирина Князева и Анатолий Натанцев подали заявку на участие во всероссийском проекте. Наша беседа с ними – о детских характерах, творчестве и выдумке.
Ирина Князева преподаёт детям технический английский язык. Хрупкая девушка в очках сама выглядит как старшеклассница, даже не подумаешь сразу, что до прихода в «Кванториум» она четыре года отработала в школе, общий педагогический стаж у неё шесть лет. Второй наш собеседник – преподаватель виртуальной реальности Анатолий Натанцев. Он тоже работал в школе – с младшими классами. Они оба пришли в «Кванториум» сознательно, их уровень компетенций, как показала практика, очень и очень высокий.
Два слова об уровне знаний, умений и навыков, которыми должен обладать преподаватель в «Кванториуме». Руководитель технического центра Марина Сивкова сказала об этом просто: «Мы должны вооружить пришедшего к нам школьника практическими навыками, привить ему интерес к исследовательской работе, воспитать интерес к работе железнодорожного транспорта. Мы должны преподавать так, чтобы школьник, который у нас обучается, мог на третий месяц занятий собрать дистанционно управляемую роборуку».
Знаете, чем отличались в беседе Ирина и Анатолий от типичных школьных преподавателей? Улыбкой. Доброй и тёплой. А ещё какой-то неторопливой рассудительностью. К таким дети душой тянутся, таких слушают открыв рот, у таких педагогов фантазия детей раскрепощается, идеи фонтанируют, преподавателю нужно лишь отобрать наиболее ценные и посильные для уровня знаний ребёнка.
– Ирина, Анатолий, почему вы решили участвовать в конкурсе?
– Наши дети постоянно участвуют в олимпиадах, в конкурсах, в том числе международных. А мы чем хуже? Нам тоже хочется выигрывать конкурсы, – смеётся Ирина.
– Если серьёзно, то мы пока только первый шаг сделали – подали заявки. На следующем этапе мы уже будем готовить проекты, их представлять, – уточняет Анатолий.
– По условиям конкурса ещё до конца неизвестно, что мы должны предоставить, но это может быть методическая разработка, образовательный конструктор занятия, проведение открытого урока, экспресс-мероприятие, оформление своего сайта, представление своего проекта. Скажу, наверное, за весь коллектив – каждому здесь есть что показать, – дополняет Ирина.
– Анатолий Александрович, вы преподаёте виртуальную реальность. Для многих взрослых это пока ещё что-то фантастическое. Дети понимают предмет?
– Понимают. Они должны после курса уметь сами создавать приложения, желательно имеющие прикладное значение. А на вопрос, хватает ли им знаний, отвечу – хватает. Им усидчивости пока не хватает.
– Ирина Васильевна, насколько тут созданы условия для педагогов, чтобы они могли вдохнуть в ребят интерес к занятиям, да и для самих ребят, чтобы этот интерес позволял раскрыть свои способности?
– Условия созданы просто великолепные. Преподаватель может для обучения использовать самые современные технологии, каких нет в ряде случаев даже в самых новых современных школах. Это первый плюс. А во-вторых, мне нравится здесь сама атмосфера постоянного новаторства, поиска, креатива. Ты, как преподаватель, предлагаешь проекты, обсуждаешь их с ребятами, они предлагают свои – постоянное творчество!
– И что ребята предлагают?
– Мы создали приложение, с которым заняли первое место на Всероссийской конференции-конкурсе исследовательских и проектных работ «Юные исследователи – науке и технике», которую в марте организовал Томский политехнический университет. В рамках этого конкурса ребята ещё опубликовали свои научные статьи в сборнике трудов на русском и английском языках. Это приложение полностью придумали и создали они сами – от разработки игровой формы изучения технического английского языка, а у нас техническая лексика под направленность «Кванториума», до персонажей, которые будут ходить и что-то делать. Видели бы вы, с каким желанием, удовольствием они делали то, что придумали! Оставалось только на методическом уровне обеспечить идею. Можно добавить ещё, что дети заняли первое и второе места в межмуниципальном хакатоне по английскому языку Hack-IT-English, там они разрабатывали свой контент для интерактивного обучения в виде анимированных заданий и озвучивали видеоролики на английском языке.
– Анатолий Александрович, какой возраст у ваших учащихся?
– От 11 до 17 лет. Группы по 16 человек. В группе могут сразу заниматься и маленькие, и большие. Конечно, задания им даются разные по уровню, проекты ими тоже разные выдумываются в силу возраста, но базовые знания для тех и других одинаковые. Развитие, практическая ориентированность идей начинается не с первых дней. Тут важен не только твой труд, но и труд коллег. Есть такое понятие – межпредметные связи. Без этого невозможно ориентировать учащегося на какое-то практическое применение его идеи.
– Можно чуть подробнее?
– У нас как раз идёт плодотворное сотрудничество с курсом виртуальной реальности, – поясняет Ирина Князева. – Мы создаём приложения на английском языке с технической терминологией, используя как раз инструменты виртуальной реальности. Чтобы идея заработала и нашла практическое воплощение, ребята должны владеть техническим английским, потому что это и термины программирования, а в прикладных работах – это технический английский в техдокументации. Не секрет, что, начав трудовую деятельность, они встретятся с импортной техникой, где вся конструкторская документация будет изложена на техническом английском или на ином иностранном языке. Изучение языков, техническое программирование для современных инженеров – это уже необходимость, это не нужно объяснять сегодня даже младшим школьникам.

Мнение
Надежда Сафина, начальник отдела образовательных учреждений службы персонала СвЖД:
– На Свердловской железной дороге функционируют пять детских садов, одна школа и две детские железные дороги, в которых работают немало настоящих профессионалов. Чтобы педагогу зайти в большой, всероссийский конкурс, надо иметь очень высокий уровень подготовки и высокую ответственность за порученное дело. Думаю, что проекты, которые представят в этом состязании наши преподаватели, будут достойно оценены.
Центр технического развития – детский технопарк «Кванториум» Свердловской детской железной дороги, в котором работают наши конкурсанты, – это уникальное путешествие школьников в мир науки и технологий. Уютные аудитории, оборудованные по последнему слову техники, располагают ребят к творчеству и прививают им интерес к железнодорожным профессиям.
Николай Королёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31