21 июня 2021 10:27

21 июня 2021 10:27

фото: из личного архвива

Наставник и инструктор

Хорошее знание локомотива и происходящих на нём процессов помогает решать самые сложные задачи

Машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Камышлов (ТЧЭ-19) Никита Пензин 3 апреля совершал запланированную контрольно-инструкторскую поездку с локомотивной бригадой, в составе которой находился молодой машинист-«первозимник», работающий в должности только с марта этого года. Неожиданно возникла проблема, с которой он вряд ли справился, если бы рядом не оказался опытный инструктор.
Как обычно, перед поездкой Никита Петрович провёл все требуемые по инструкции мероприятия с локомотивной бригадой. В его колонне из 33 бригад в трёх находятся «первозимники», и работе с ними инструктор уделяет немало времени. В поездках он оценивает подготовку машиниста и помощника, обращая внимание на слабые места в управлении локомотивом. Состав, который им предстояло вести в тот день по участку от станции Камышлов до станции Екатеринбург-Сортировочный, имел повышенный вес и длину.
На станции Исток они остановили поезд на первом пути. Ждали, когда освободится перегон, чтобы продолжить движение: перед ними уходил поезд. Дежурный по станции дала сигнал к открытию пути. Машинист попытался привести электровоз в движение, но тут случилось непредвиденное: сработала защита и отключились основные узлы машины. Попытка повторного запуска – и снова срабатывала защита. Дежурный по станции уже сообщила, что на первый путь прибывает пассажирский поезд. Нужно было быстрее освобождать путь. Инструктор заметил, что машинист растерялся.
– Увидел, что коллега не может вспомнить, что ему предпринять, при этом я был уверен, что он знает теорию и представляет, какие действия нужно выполнить, чтобы выйти из ситуации, – вспоминает Никита Петрович.
Инструктор призвал машиниста сосредоточиться, и они вместе нашли причину неисправности. Опыт у Никиты Пензина большой, в депо он с 2009 года, последние пять лет трудится в должности инструктора. Не раз исполнял обязанности заместителя начальника депо по эксплуатации. Он показал «первозимнику», что нужно сделать, чтобы из штатной схемы управления перейти на резервную. На всё ушло не более пяти минут, после этого они вывели поезд на путь и довели его до станции Екатеринбург-Сортировочный, на ПТОЛ «Юго-Восток».
Как потом выяснилось, в электровозе была неисправность в блоках пуско-тормозных резисторов и преобразователе напряжения для собственных нужд, которую можно было устранить только при постановке электровоза на ремонтную позицию.
– Позднее вместе с машинистом и коллегами из моей колонны мы подробно проанализировали эту ситуацию, рассмотрели, какие типичные ошибки делают малоопытные локомотивные бригады в подобных случаях и какие мероприятия для устранения неисправности можно было предпринять, – рассказал машинист-инструктор.
С каждой локомотивной бригадой необходимо отрабатывать все возможные нестандартные ситуации, которые могут встретиться в пути. Но даже регулярное посещение технических классов и занятия на тренажёре недостаточны. Для приобретения настоящего опыта нужно, чтобы рядом был наставник – такой, о котором мы говорим.
Как рассказал заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Сергей Бугров, в колонне Никиты Пензина сегодня 33 машиниста.
– В 2021 году он направил на самостоятельную работу трёх молодых машинистов и на этом не собирается останавливаться, – сообщил Сергей Владимирович. – Планируется, что 25 апреля штат колонны увеличится ещё на одного работника. Проводимая машинистом-инструктором профилактическая работа с бригадами позволила улучшить эксплуатационные показатели по сравнению с тем же периодом прошлого года. Как следствие, колонна Никиты Пензина занимает верхнюю строчку рейтинга за первый квартал 2021 года.
В колонне в течение всего 2020 года и за три месяца с начала 2021-го не допускались грубые нарушения безопасности движения, события, отказы технических средств. И это закономерно, ведь наш герой обладает званием «Лучший машинист локомотива 3-й степени», имеет грамоты от руководства депо и Свердловской дирекции тяги, за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей имеет благодарность начальника Дирекции тяги.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30