12 июня 2021 17:28

12 июня 2021 17:28

фото: Никита Песоцкий

Российско-финский диалог

Представительницы Свердловской железной дороги приняли участие во встрече с коллегами из Страны тысячи озёр

Онлайн-встреча сотрудниц ОАО «РЖД», трудоустроенных по профессии «помощник машиниста тягового и моторвагонного подвижного состава» с женщинами-коллегами железных дорог Финляндии (VR Group) состоялась 23 апреля и продолжалась полтора часа. Общение прошло с помощью переводчика и получилось содержательным для обеих сторон.
Работу в студиях, специально организованных для диалога на семи полигонах Российских железных дорог, координировал заместитель генерального директора компании Дмитрий Шаханов. В приветственном слове он отметил, что в отличие от европейских стран в нашей труд женщин по профессии машиниста с 80-х годов прошлого столетия был запрещён. Это было обусловлено заботой о здоровье представительниц прекрасной половины человечества. Впрочем, до этого, с 1938 года, они довольно уверенно управляли паровозами.
Прогресс не стоит на месте, подвижной состав постоянно совершенствуется, для того, чтобы справляться с ним, сегодня требуется всё меньше физической силы. Поэтому по инициативе РЖД на уровне Российской Федерации было принято решение, в результате которого с 1 января 2021 года после соответствующего обучения в состав локомотивных бригад включены женщины.
Таких на РЖД сейчас 57, 24 из них присутствовали на онлайн-встрече. Кстати, на Свердловской железной дороге смелых девушек, готовых освоить непростую профессию, оказалось больше всего – 21, 8 из них участвовали в международном диалоге, находясь в студии, организованной в здании управления СвЖД в Екатеринбурге.
Они до сих пор слегка смущаются от повышенного к себе внимания. Хотя сами в своей профессии не видят ничего особенного. Их зарубежные коллеги – тем более.
Как сообщила в ходе видеоконференции старший вице-президент VR Group Нина Мяхёнен, в Финляндии должность помощника машиниста упразднена ещё в 1980-х годах. Женщины наравне с мужчинами управляют локомотивами самостоятельно, в одиночку.
Основная часть общения между российскими и финскими коллегами шла в режиме «вопрос – ответ». Сотрудница Октябрьской железной дороги Анастасия Идрисова, к примеру, полюбопытствовала, как к зарубежным женщинам-машинистам поначалу отнеслись мужчины-железнодорожники. Ответ прозвучал из уст профессионала с 12-летним стажем Кати (финские визави представлялись исключительно по имени). «Мы – полноправные члены коллектива, – сообщила она. – Половая принадлежность значения не имеет».
Надежда Мягкова из Ярославля спросила, сколько машинистов трудится в VR Group и сколько из них – женщины. Выяснилось, что из девяти сотен к лучшей половине человечества принадлежат 40. На фоне 120 тысяч мужчин, управляющих локомотивами на РЖД, улыбаясь, отметил Дмитрий Шаханов, компании остаётся только стремиться хотя бы к такому же соотношению, какое достигнуто в Финляндии.
С какими физическими и психологическими сложностями сталкиваются финские коллеги при выполнении производственных заданий? Оказалось, что при росте менее 165 см соискательнице предлагают пройти тест, выявляющий, способна ли она в случае необходимости произвести необходимые манипуляции с механизмами тормозной системы, к примеру. Что касается эмоционального состояния, то сложнее всего, пожалуй, пережить наезд на человека. Здесь без помощи психолога не обойтись.
Вопрос о периодичности медицинских осмотров из студии СвЖД задала помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная Юлия Неволина. Выяснилось, что в Финляндии они проходят раз в пять лет, а после достижения 45-летнего возраста – через три года.
Об этом же через некоторое время у наших девушек спросили зарубежные коллеги. Они были удивлены тем, что российским машинистам и их помощникам необходимо проходить освидетельствование перед каждым рейсом и после него.
Спросили свердловчане также о возможностях карьерного роста. На сегодняшний день в рядах управленцев VR Group женщин, имеющих опыт работы машинистом, нет. Однако гипотетически стать руководителем может любой сотрудник, вне зависимости от специальности.
Неожиданным оказался ответ финских визави о льготах в компании. Во-первых, они не подразделяются на «мужские» и «женские». Они одинаковы для всех сотрудников. Во-вторых, их предпочитают монетизировать. То есть доплачивать сотрудникам на занятия спортом, заботу о собственном здоровье, полноценный отдых и так далее.
Работниц зарубежной магистрали интересовало, как подбираются локомотивные бригады, ведь важную роль при этом играет фактор эмоциональной совместимости. Софии, задавшей этот вопрос, ответила помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Оксана Соколова. Решающее слово – за отраслевыми специалистами-психологами, они знают специфику не понаслышке.
Завершил свободный диалог вопрос Ханы о том, на каких перевозках задействованы женщины. Как оказалось, в этом аспекте обе страны единодушны – на пассажирских.
– Для меня такое общение с зарубежными коллегами было в новинку, – делится впечатлениями Оксана Соколова. – Конечно, удивило, что у них нет предрейсового медосмотра. С другой стороны, мы пользуемся гораздо большим количеством льгот. Ощущаем весомую заботу. У нас создана инфраструктура для занятий спортом, много различных компенсаций. Профком выделяет билеты на концерты, походы с детьми в цирк по льготным ценам. Проезд, опять же, бесплатный. В общем, компания заботится о нас, мы это чувствуем и благодарны за это руководству.
– Всё прошло так, как я и ожидала, – говорит помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная Юлия Абатурова. – Порадовало, что обстановка была тёплой и непринуждённой. Жаль, что не удалось задать все интересующие нас вопросы. Но в целом такое общение, безусловно, полезно. И конечно, хочется увидеться лично, съездить к ним или встретить их у нас.
– Направляясь на эту встречу, я хотела больше узнать о том, как работают коллеги-женщины, притом уже в должности машинистов, – рассказывает Юлия Неволина. – Мои ожидания вполне оправдались. Больше всего удивило, что они так редко
проходят комиссию. В целом разговор получился увлекательным. Даже подумалось – может, мы тоже сможем поменять что-то к лучшему в нашей работе?
– Европейские страны раньше начали доверять женщинам, и там они давно трудятся в одно лицо, и не помощниками, а машинистами, – констатирует заместитель начальника Свердловской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Романенко, координировавший работу свердловской студии. – Мы пока находимся в начальной модели, нам ещё предстоит пройти процесс становления. Помню, на заре обучения и трудовой деятельности девушек – помощников машинистов на социальных платформах велись жаркие дискуссии о том, надо ли вообще привлекать их к управлению локомотивами, высказывались и негативные суждения. Сотрудницы нашей магистрали первыми на РЖД начали работать в составе локомотивных бригад и, когда получили базовый опыт, сами предложили рассказать широкой аудитории, как вживаются в профессию. Чтобы снять социальную напряжённость. Мы поддержали это намерение. Откликнулся один из центральных телеканалов, вышел сюжет, аудитория получила объективную информацию. Инициатива по общению с коллегами из-за рубежа исходила от сотрудницы Московской магистрали. Такого рода практика, на мой взгляд, тоже заслуживает всяческой поддержки. Я не исключаю, что итогом этого разговора станет неформальное общение наших девушек с финскими коллегами, возможно, возникнут приятельские или даже дружеские взаимоотношения. Кроме того, как говорит наш начальник дороги, люди учатся у людей. Вполне вероятно, что наши знания пригодятся финнам и наоборот. Это всегда во благо профессионального развития. Думаю, первая встреча не останется единственной. По Евросоюзу у нас много границ, поэтому вряд ли мы ограничимся Финляндией. С Германией, например, существуют деловые взаимоотношения, которые наверняка будут развиваться. Будем надеяться, что в ближайшее время общение вернётся в очное русло и зарубежные коллеги будут иметь возможность приехать к нам, а мы – побывать у них.
Альфинур Сабирова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30