16 мая 2021 03:14

16 мая 2021 03:14

фото: из личного архива

Легендарная личность

Наш герой приложил много сил для ликвидации временного жилья и реализации других социальных проектов

Ветеран Свердловской железной дороги Михаил Михайлович Соколов (на фото) 12 апреля отметит свой 80-й день рождения. Его общий трудовой стаж составляет 50 лет, на железной дороге – 30, из которых 20 – в Сургуте.
На пенсию юбиляр вышел, когда ему исполнилось 70, имея звание «Ветеран труда» и множество отраслевых поощрений. Работал в разных должностях в Московском метрополитене, на Западно-Сибирской, Горьковской и Свердловской магистралях. За время его деятельности сменилось четыре начальника Сургутского отделения СвЖД, все железнодорожники получили благоустроенные квартиры и были построены социальные объекты.
В отрасль Михаил пошёл благодаря тому, что рядом с их домом в Москве находилась станция Электрозаводская. Паровозы постоянно перемещали составы, и ему всё это очень нравилось, тогда и решил – будет работать на стальной магистрали. После окончания Московского строительного техникума и службы в армии в 1964 году устроился в Московский метрополитен, который в то время входил в состав Министерства путей сообщения (МПС). По профессии был техник-строитель – сантехник, поэтому следил за водопроводом, отоплением, вентиляцией, водоотведением нескольких станций.
Через пару лет переехал в столицу Алтайского края, город Барнаул, где и началась его деятельность непосредственно на железной дороге. На Западно-Сибирской, затем Горьковской магистралях прошёл путь от мастера санитарно-технических работ до начальника дистанций гражданских сооружений (НГЧ). Жена Ирина, тоже железнодорожница, эколог, следовала за ним везде. Параллельно в 1978 году Михаил Соколов окончил Московский финансово-экономический институт. В 1982-м семья с двумя детьми, Наташей и Димой, оказалась в Сургуте, на Свердловской железной дороге.
– Для меня это самое хорошее время, – вспоминает юбиляр. – Пригласили в НГЧ начальником, а пока добирался, должность оказалась занятой, поэтому первое время работал его заместителем. Через шесть месяцев перевели с повышением в отделение дороги начальником отдела гражданских сооружений, затем трудился заместителем начальника Сургутского отделения по социальным вопросам, а последняя перед пенсией должность – специалист по социальным вопросам. Занимался строительством, учётом и распределением жилья и других нужных для людей объектов.
В год приезда нашего героя в Сургут начальником отделения был Анатолий Боков, который поставил перед новым специалистом две основные задачи – устройство ребятишек железнодорожников в детский сад и ликвидацию временного жилья. Люди в основном ютились в бараках, вагончиках, балках, некоторые семьи – в одном купе. Не было общей, а только блочные котельные, работавшие на мазуте. Он на морозе замерзал, и чтобы слить топливо из цистерны, её разогревали, отчего несколько котельных сгорело. Не хватало квалифицированных кадров, остро стояли бытовые вопросы.
– Всё это легло на плечи Анатолия Бокова, с которым я проработал много лет, – продолжает рассказчик. – Был такой эпизод, когда люди мёрзли в своём жилье, и кто-то сказал, что у Бокова тепло. Несколько женщин пошли к нему домой. Звонят, а он открывает дверь в шубе и валенках. Так все узнали, что он находится в таких же условиях, как и другие. Когда построили постоянную котельную, эти вопросы были сняты. Вторым начальником отделения стал Фанис Афлятунов, который продолжил дело предшественника. Мы с ним тоже строили жильё, и как-то за один раз снесли 202 балка, а все семьи одновременно получили благоустроенные квартиры. Работать с этими руководителями было очень приятно, потому что они трудились для людей и помогали им по мере возможностей. Мы тогда решали крупнейшие социальные вопросы. К 2005–2007 годам ввели в строй много жилых домов, детский сад на 330 мест, общежитие на 100 человек, другие объекты, временное жильё было ликвидировано. При этом аналогичные проблемы решались не только в Сургуте, но и на линии. Выходил на пенсию в 2011 году с лёгким чувством – все поставленные задачи успешно решены.
Кроме уже названных, наш герой поработал ещё с двумя руководителями региона дороги – Сергеем Сувориным и Александром Кирилюком. Как-то он с Александром Леонидовичем зашёл к главе города Сургута, а тот посмотрел на них и сказал, что начальники отделения меняются, а Соколов всё на месте. Конечно, Михаилу Михайловичу было приятно, до сих пор с улыбкой вспоминает.
Накануне 80-летия юбиляр говорит, что здоровье у него в соответствии с возрастом, всё нормально. Он гордится тем, что сейчас сын Дмитрий продолжает династию главным механиком в вагонном депо самого северного региона Свердловской магистрали.
– Сургут – это яркое пятно в моей трудовой жизни, – говорит Михаил Соколов. – В то время шло масштабное строительство путей от Тюмени до Сургута, Нижневартовска, Ноябрьска и Нового Уренгоя. Для нас это была живая, трудоёмкая, но очень интересная работа. Она меня сильно увлекала. Здесь собрались замечательные люди, с которыми удавалось решать любые задачи. Например, начинаем дом строить, надо площадку расчистить – все выходят и дружно помогают. Поэтому данный период незабываемый для меня. Приходилось тяжело, но жилось и работалось в удовольствие. В Сургуте я оставил большой след, но главное – мне приятно было общаться со всеми коллегами.
Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30