15 апреля 2021 07:29

15 апреля 2021 07:29

фото: из личного архива

Бриллиантовая семья

Супруги Анатолий и Тамара Соколовы поделились секретом долгой и счастливой совместной жизни

Как известно, время лучше всего проверяет отношения на прочность. А какими же они могут быть у пары, прожившей бок о бок 60 лет? Несомненно, столь же прочными, как и драгоценный бриллиант.
Анатолий Петрович родился в селе Бутка Талицкого района Свердловской области, в семье рабочих. Тамару Сергеевну родители привезли в Свердловск совсем маленькой из далёкого Уссурийского края. Мама была домохозяйкой, а папа трудился в локомотивном депо. По-разному складывалась судьба каждого, но благодаря железной дороге в 1960 году они объединились.
Детство Толи прошло в трудностях, голоде и нужде – военное лихолетье не щадило ни старого, ни малого. В 7-м классе он прекратил обучение, потому что главными для него стали совсем другие заботы.
– День 21 января 1947 года запомнился навсегда, – рассказывает ныне почётный железнодорожник, заслуженный учитель РСФСР Анатолий Соколов. – Тогда я последний раз переступил порог школы № 58 города Камышлова. Учиться очень хотел и был одним из лучших в классе, но… мама попала в аварию, и нам с младшим братом нечего стало есть. Пришлось искать работу. Так с 14 лет началась моя производственная биография.
Трудился подросток с единственной целью: прокормить маму, брата и себя. Первая его должность – помощник, затем столяр камышловской артели «Спартак». Здесь он изготавливал самый ходовой в послевоенные годы товар – инвалидные клюшки и обувные колодки. Лучшим лакомством, купленным на вырученные деньги, для всей семьи был хлеб.
За лето мама с братом переехали к бабушке, и Анатолий стал искать пути получения дальнейшего образования. Выбор сделал в пользу Камышловского железнодорожного училища – не только из-за престижности отрасли, но и потому, что воспитанникам выдавали рабочие ботинки, шинель, обеспечивали трёхразовым питанием и местом в общежитии.
– Здесь меня поразило отеческое, заботливое отношение к учащимся со стороны педагогов и воспитателей, – продолжает рассказчик. – Уже тогда мелькнула и глубоко запала в душу мысль о том, что я хочу быть на них похожим – помогать подросткам жить, овладевать знаниями и профессией.
Истосковавшись по учёбе, наш герой стал жадно постигать теорию и практику ремесла. Через два года Анатолий, единственный из группы, получил не 3-й, как все, а 5-й разряд слесаря по ремонту паровозов. После окончания училища с похвальной грамотой он один год трудился в Камышловском локомотивном депо. Параллельно с обучением и работой занимался в секции гимнастики, окончил 7-й и 8-й класс вечерней школы с отличием, поступил в Уфимский железнодорожный техникум. Здесь юноша впервые увлёкся акробатикой, на втором курсе возглавил секцию и в 1953 году стал чемпионом в парных упражнениях первенства Центрального совета Всесоюзного спортивного общества «Трудовые резервы».
В 1954-м он с отличием окончил техникум и без экзаменов был принят в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). Продолжил активные занятия акробатикой в центральной секции общества (ЦС ДСО) «Локомотив» под руководством заслуженного тренера СССР Юрия Григорьевича Тризина. К 1957 году Соколов являлся мастером спорта, многократным чемпионом СССР и ЦС ДСО «Локомотив» в групповых упражнениях, победителем и призёром большого количества соревнований различного уровня.
Вот как об этом писала в те годы студенческая газета МИИТ: «…Анатолий упорно готовился к Всесоюзным соревнованиям по акробатике, но, чтобы иметь право участвовать в них, нужно хорошо учиться. И Соколов первым досрочно сдал зачёты по черчению и общему курсу железных дорог… В Харькове проводится первенство СССР по акробатике. Затаив дыхание, следят зрители за сложными комбинациями чемпиона прошлого года Анатолия Соколова. Кажется, что мышцы не выдержат, дрогнут… Но упорные тренировки и железная воля берут верх. Все упражнения Анатолий выполняет отлично и набирает наибольшее число баллов. Он вторично завоёвывает звание чемпиона СССР».
В 1959 году наш герой успешно окончил институт и был направлен в Уральское отделение Центрального научно-исследовательского института (УО ЦНИИ) Министерства путей сообщения (МПС), где работал девять лет старшим лаборантом, младшим научным сотрудником, старшим инженером лаборатории тепловозов.
– К 1968 году Свердловская магистраль стала массово переходить с паровозов на тепловозы, – вспоминает собеседник. – Требовалось быстро переобучить большое количество машинистов, а преподавателей, имеющих соответствующую квалификацию, было очень мало. Поэтому, ещё работая в УО ЦНИИ, стал заниматься переподготовкой кадров для новых локомотивов, потом полностью перешёл на преподавательскую деятельность сначала в качестве заместителя, а с 1974 года стал директором железнодорожного ГПТУ № 61 города Свердловска.
Много сил молодому педагогу пришлось приложить, чтобы обучить большую группу опытных, возрастных паровозников управлению локомотивом на тепловой тяге. Одновременно он обратился к руководству Свердловской дороги с предложением о создании нормальных условий для ускоренного и успешного осуществления данного процесса. Дело в том, что изначально училище располагалось в двух ветхих, малоприспособленных бараках, где проходили подготовку 600 человек. Идея была поддержана, и Анатолий Петрович лично защищал в московском кабинете председателя Госстроя Новикова необходимость финансирования важного для отрасли объекта. Благодаря настойчивости он выбил строительство новых учебных зданий ГПТУ № 61 и общежития. Он же стал основателем нескольких направлений в студенческой жизни: создал кружок духовых инструментов и секцию спортивной акробатики, аналогичную той, в которой занимались железнодорожники с 1959 года.
В газете «Путёвка» (сегодня «Уральская магистраль») 23 июля 1960 года, в частности, сообщалось: «…Приехав в Свердловск, Соколов организует в «Локомотиве» секцию акробатики, ведёт её, создаёт силовую четвёрку, которая вскоре занимает 1-е место в городе, признаётся на соревнованиях в Ярославле одной из лучших в РСФСР и вводится в состав сборной команды республики, которой в недалёком будущем предстоит матчевая встреча с акробатами Китая».
До 1974 года Анатолий Петрович руководил секцией. За это время он воспитал на СвЖД и в области 14 мастеров спорта СССР, нескольких чемпионов России, Советского Союза и первых в истории акробатики абсолютных чемпионов мира – Галину и Юрия Савельевых. В год 80-летия РФСО «Локомотив» заместитель начальника СвЖД по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Романенко наградил ветерана отрасли Соколова благодарственным письмом за большой личный вклад в развитие физической культуры и спорта, воспитание подрастающего поколения, проявленные при этом знания и опыт.
Кроме того, за успехи в деле обучения молодых железнодорожников и создание учебного комплекса Свердловского железнодорожного профтехучилища № 61 (теперь это Уральский железнодорожный техникум) Анатолию Соколову присвоены звания «Почётный железнодорожник СССР» и «Заслуженный учитель РСФСР», «Судья Всесоюзной категории» и «Почётный член РФСО «Локомотив». Он награждался знаками «Отличник профтехобразования» РСФСР и СССР, ЦК ВЛКСМ, двумя золотыми медалями ВДНХ, медалью «За развитие физической культуры», большим количеством грамот и дипломов различного уровня.
Работая в 80–90-х годах первым заместителем начальника, затем начальником Свердловского областного управления профтехобразования, наш герой всячески поддерживал развитие физкультуры и спорта в свердловских ПТУ. На заслуженный отдых он вышел в 1992 году с должности первого заместителя министра образования области. С тех пор и до сегодняшнего дня – почти 30 лет – Анатолий Петрович является действующим советником регионального министра общего и профессионального образования. Невзирая на возраст, 88 лет, находится в прекрасной физической форме, а за крепкое здоровье и счастье в жизни благодарит железную дорогу и акробатику.
Дело в том, что в 1959 году одной из первых воспитанниц популярной тогда у работников Свердловской магистрали акробатической секции стала милая, скромная девушка – Тамара Дружинина. Под руководством молодого талантливого тренера Соколова за несколько месяцев она выполнила норматив кандидата в мастера спорта, а потом 24 декабря 1960-го вышла за него замуж. Комсомольскую свадьбу играли в помещении парткома, на третьем этаже управления Свердловской железной дороги. Звучали тёплые слова, поздравления, а буквально через четыре месяца руководство института МПС помогло молодожёнам решить жилищный вопрос – предоставило однокомнатную квартиру.
В 1961-м молодой учитель Тамара Соколова стала обучать детей физике сначала в школе № 50, а с 1965-го – в ставшей родной на 40 лет средней школе № 2 Свердловской железной дороги. В пору реформ ей присвоили статус гимназии, а в 1996-м она была передана в муниципальную собственность и получила номер 155. Но старожилы до сих пор называют её железнодорожной. Потому что не одно поколение детей тружеников Свердловской магистрали получило здесь образование. Тамара Сергеевна за время педагогической работы, с 1961 по 2015 год, выпустила в большую жизнь 18 классов! Среди её воспитанников есть кандидаты, доктора технических наук, академики. Она ветеран труда, двукратный обладатель гранта Сороса, заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, награждена медалью «За доблестный труд».
В 1964 году в семье Соколовых родился сын Женя, который с золотой медалью окончил школу, затем УЭМИИТ (ныне УрГУПС) и сейчас трудится на Свердловской магистрали. В конце декабря прошлого года у супругов была бриллиантовая свадьба – 60 лет совместной жизни. Глава администрации Железнодорожного района Екатеринбурга поздравил пару с юбилеем и отметил, что они являются образцом уважения и нежного, заботливого отношения к своей половинке, гордостью не только района, города, но и Свердловской области, примером верности и любви.
– Мы не просто семья, а самая настоящая династия, – говорит Анатолий Петрович. – Во времена МПС все магистрали страны были единым целым, и я только этой отрасли служил. Папа супруги – локомотивщик, она подавляющее количество лет работала в школе, которая долгие годы была ведомственной. Сын – инженер, трудится на СвЖД, а рядом с ним и его жена Валентина. Со своей судьбой – Тамарой познакомился благодаря дороге, она нас объединила и направила по единому пути. Мы всегда понимали друг друга, а это и есть секрет долгой, счастливой семейной жизни. Любовь – это фундамент взаимоотношений, и если он заложен основательно, то она только крепнет с годами.
Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28