06 мая 2021 13:07

06 мая 2021 13:07

фото: Никита Песоцкий

Следуя традициям

Процессы управления трудовыми ресурсами меняются, чтобы эффективнее отвечать вызовам и требованиям времени

На Свердловской магистрали 25 лет назад, 1 декабря 1995 года, в соответствии с приказом начальника дороги Бориса Колесникова была создана служба управления персоналом.
Владислав Жигарин, начальник службы управления персоналом Свердловской железной дороги:
– Это было непростое время и для экономики страны, и для магистрали. Наша дорога в 1995 году одной из первых на сети приступила к формированию и внедрению опыта по улучшению использования трудовых ресурсов и реализации программы повышения организации и дисциплины труда. Вновь образованной структуре – службе управления персоналом – отводилась ключевая роль.
Первый начальник службы Анатолий Гаращенко с самого начала и на протяжении последующих девяти лет показывал коллективу пример добросовестного и ответственного отношения к делу управления персоналом. Во многом заложенные тогда традиции и принципы продолжили его последователи: Дмитрий Берсенёв, Дмитрий Мельников, Евгений Поспелов, Алексей Затопляев. Каждый вносил свой вклад в общее дело, не забывая о сформированных предшественниками традициях. Рядом с первыми руководителями всегда были настоящие профессионалы своего дела: Ярослав Орешич, Владислав Шафран, Николай Фролов, Павел Водолеев, Валентина Иванова, Иван Галкин, Любовь Коваленко, Виктория Черняева, Вера Пикалина. А также руководители отделов, специалисты: Григорий Капельян, Евгений Попков и другие.
В последние несколько лет принципы и применяемые в нашей работе технологии и инструментарии стали стремительно изменяться. Понятие HR (human resources) стало более объёмным, почти все процессы предполагают цифровую трансформацию. То, на что раньше уходили месяцы, сегодня делается, как говорится, «в один клик» на клавиатуре компьютера. К примеру, сегодня выпускник средней школы в любом из пяти регионов, где он проживает и где действуют структурные подразделения СвЖД, может подать заявку на целевое обучение. Причём сделать это дистанционно, на сайте «Карьерный портал РЖД». Сайт даёт возможность поступить и на обучение на одну из двух действующих на Свердловской магистрали детских железных дорог – в Тюмени и Екатеринбурге. Там же, на этом сайте, можно узнать специфику будущей профессии, как инженерной, так и рабочей. Подав заявку, дальше можно участвовать в конкурсе. Этот формат работает с 2018 года. Изначально инициатором и организатором такого сайта применительно к Свердловской железной дороге занимался коллектив нашей службы управления персоналом. В дальнейшем он стал прообразом нынешнего сайта на сети. Сегодня Свердловская детская железная дорога – серьёзный профориентационный комплекс, где школьники за время обучения осваивают свыше 20 специальностей. На ДЖД в Тюмени и Екатеринбурге бесплатно занимаются, проходят практику свыше 1500 детей. На базе СвДЖД с 13 декабря 2018 года действует «Кванториум», где школьники развивают умение работать в команде, генерировать идеи, решать проектные задачи. Здесь работают площадки: «IT-квантум», «Промдизайн­квантум», «Хайтек», VR/AR («Виртуальная и дополненная реальность»), «Промробо­квантум», «Энерджиквантум». Развиваются также два дополнительных направления: технический английский и прикладная математика. Планируем в 2020 году открыть «DATA-квантум» и «Медиаквантум». Этим летом работали три смены «инженерных каникул», так называемого «Инженерного дайвинга», где отдыхали и обучались 300 детей.
Ещё одна функция службы – поиск и поддержка со стороны работодателя – ОАО «РЖД» наиболее талантливых и перспективных студентов, обучающихся в средне-специальных учебных заведениях и в системе высшего образования. В непрерывном образовательном цикле участвуют Колледж железнодорожного транспорта, Уральский железнодорожный техникум, УрГУПС. В нём в настоящее время обучается свыше 1000 целевиков. И сейчас на СвЖД почти 70% работников и специалистов железнодорожных специальностей трудятся после учёбы по целевым направлениям. Все целевики проходят оплачиваемую практику. Перспективных специалистов наша служба выявляет ещё на студенческой скамье. И затем ведётся их поддержка. Есть гранты от ОАО «РЖД» на разработку дипломных проектов по темам, в которых заинтересована компания. Актуальность и востребованность определяют специалисты, в том числе нашей службы, совместно с экспертами – представителями предприятий, заинтересованных в той или иной разработке. В случае успешной защиты проекта, если он оказался удачным и потенциально применимым на сети, автору-старшекурснику выплачивается грант ОАО «РЖД». Специалистами нашей службы создан и так называемый авторский класс, который сейчас реализуется в Омском государственном университете путей сообщения. В перспективе они будут запускаться и в УрГУПС. К услугам тех, кто готов осваивать новые специальности, Свердловский учебный центр профессиональных квалификаций. Он имеет подразделения в Перми, Тюмени, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Есть все возможности, чтобы за счёт средств работодателя регулярно повышать квалификацию. А необходимость в этом диктуется как временем, так и возрастающим уровнем трудовой конкуренции – среди предприятий ведущих отраслей промышленности в регионах. За последние три-четыре года материально-техническая база центра кардинально улучшилась, возросли направляемые для него объёмы инвестиций.
У Свердловской железной дороги как работодателя есть немало конкурентных преимуществ. СвЖД – это мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом, имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн кв. км. Численность персонала СвЖД – около 60 тысяч человек. В границах дороги действуют 20 структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», 5 структурных подразделений, 26 дочерних и зависимых обществ и их подразделений.
Из общего числа работников и специалистов молодёжь составляет почти 40%. Достигнута определённая сбалансированность и с точки зрения сменяемости поколений железнодорожников, и с точки зрения формирования преемственности, которую обеспечивает система наставничества, – мы продолжаем её поощрять и развивать. Помимо корпоративных компетенций, которые компания традиционно предъявляет сотрудникам, работодатель ожидает от них также готовности встраиваться и активно участвовать в преобразованиях, происходящих на дороге и в компании в целом. От работника, специалиста требуется способность к саморазвитию, желание и умение овладевать навыками цифровых компетенций. Нынешнее поколение железнодорожников должно дать старт реализации «цифровых» проектов, которые сегодня разрабатываются в ОАО «РЖД». Например, сейчас внедряется сервисный портал кадрового работника ОАО «РЖД». Это своего рода «личный кабинет госуслуг», в котором каждый найдёт большой перечень актуальных позиций, включая информацию о льготах, графике очерёдности отпусков.
В этом году трудовой коллектив СвЖД принял серьёзный вызов – пандемия Cоvid-19. Весной свыше 7000 сотрудников магистрали переведены на удалённый режим работы, в основном те, чьи служебные обязанности позволяют выполнять работу на дому. Мы совместно с причастными службами организовали оперативное подключение рабочих мест, выдачу паролей. Всё это с обеспечением информационной и корпоративной безопасности. Разумеется, и с соблюдением норм трудового законодательства. При переводе сотрудников на удалённый формат специалисты службы управления персоналом разрабатывали соответствующие регламенты в части контроля выполнения суточных производственных заданий, формирования отчётов для непосредственных руководителей: в электронной форме или же устно, по телефону. С такими работниками, специалистами были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Служба управления персоналом ведёт и ветеранское направление. Огромную роль в условиях угрозы распространения пандемии начали играть наши волонтёры. В ситуации, когда многие ветераны не имеют возможности покидать свои дома, квартиры, на помощь им приходят добровольные помощники – работники СвЖД. Как действующие, так и те, кто находится на заслуженном отдыхе, – серебряные волонтёры. Мы создали оперативный штаб с кол-центром, куда могут обратиться ветераны, у которых возникла та или иная проблема, в том числе и бытовая. Любой ветеран – а у нас их на полигоне дороги вместе с бывшими работниками дочерних и зависимых обществ насчитывается свыше 30 тысяч – может обратиться со своей просьбой в штаб, где ему помогут оформить заявку по его проблеме. Кроме того, специалисты кол-центра и сами обзванивают ветеранов. Интересуются, в чём пожилые люди нуждаются. Специалисты штаба систематизируют заявки и в зависимости от уникальности поднятых вопросов решают их как в индивидуальном порядке, так и комплексно – по совокупности аналогичных запросов от других ветеранов из того же региона. В первую очередь мы выделили категорию одиноко проживающих ветеранов, в том числе инвалидов, которым требуется безотлагательная поддержка. Их порядка трёх тысяч человек. Всем им стремимся оказать помощь. Наш волонтёрский отряд тесно взаимодействует и с муниципальными волонтёрскими отрядами, которые работают в крупных городах – Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Нижнем Тагиле. В частности, наши волонтёры в Железнодорожном районе Екатеринбурга в соответствии с муниципальным заказом доставляют ветеранам на дом комплексные обеды.
Службе исполнилось четверть века, за этот срок сделано немало и многое ещё предстоит. Мир динамично меняется, идёт «век цифровизации», и наш коллектив уверен, что все самые интересные и важные проекты ещё впереди.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31