11 мая 2021 10:27

11 мая 2021 10:27

фото: Никита Песоцкий

Оптимальная методика

Внедрение проекта модульного движения поможет уменьшить эксплуатационные затраты на пассажирские перевозки

Одна из наболевших проблем пригородного комплекса – необходимость обновления подвижного состава из-за выбытия по сроку старых электричек. Отсутствует и обоснованный механизм определения оптимальной составности поездов, что, в свою очередь, затрудняет государственное регулирование при обосновании расходов. Решить эти и другие актуальные вопросы в будущем позволит внедрение проекта оптимизации плана формирования модульных электропоездов на основе решения динамической транспортной задачи.
Артём Шмидт, инженер-экономист АО «Пермская пригородная компания» (ППК), аспирант УрГУПС:
– Разработанный мной проект будет базироваться на подсистеме АСУ ППК – автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией, предназначение которой – расчёт графика гибкого регулирования моторвагонного подвижного состава.
Суть предложенной методики – в первоначальном прогнозировании пассажиропотоков по трём слоям: годовому, месячному и оперативному. Годовой прогноз основан на анализе трендов макроэкономических параметров страны и социально-экономических показателей регионов или группы муниципальных образований, тяготеющих к железнодорожному направлению. Оперативный прогноз базируется на климатических параметрах, так как в значительной степени пассажиропоток зависим от них.
После прогнозирования производится непосредственно расчёт плана формирования моторвагонного подвижного состава. В нём определяется композиция состава (то есть количество вагонов) и схема его формирования (в одиночном или сдвоенном виде). В ходе исследований установлено, что рассчитать план формирования при разной композиции, а также разной величине составности «коротких» и «длинных» электропоездов возможно при использовании подхода, базирующегося на решении динамической транспортной задачи. Класс таких задач разработан научной школой под руководством доктора технических наук, профессора Петра Козлова. Он широко применяется при оптимизации перевозок массовых грузов, согласовании ритмов работы производства и транспорта, оптимизации оборота локомотивов, а с недавнего времени – в пригородных перевозках.
В итоге разработан проект математической модели задачи строгой оптимизации, которая содержит целевую функцию. Она минимизирует эксплуатационные затраты на перевозки, а также набор ограничений по движению составов на полигоне и освоению густот (пиковых значений) пассажиропотока на участках. Решением задачи является создание графика гибкого регулирования и так называемой матрицы составности, в которой посуточно отражена составность моторвагонных поездов. Она и будет использована для обоснования затрат перед государственным регулятором, а также оперативной корректировки и согласования ее с причастными подразделениями ОАО «РЖД».
На основе предложенной методики обосновано модульное движение на полигоне АО «ППК». Существующая на сегодня схема движения не подразумевает использование таких модульных составов. Для обслуживания маршрутов, курсирующих на Чусовском направлении, требуется шесть четырёхвагонных составов (24 вагона). Построен гибкий график, благодаря которому потребное количество вагонов на этом участке уменьшилось до 16. Произведён расчёт экономии эксплуатационных расходов посредством организации движения модульных электропоездов. Тем самым достигнуты сокращение потребного эксплуатируемого парка вагонов на 8 единиц и экономия расходов, зависящих от вагоно-километровой работы (техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, услуги по использованию инфраструктуры). По предварительным подсчётам, ожидаемый годовой экономический эффект может составить порядка 67 млн рублей в год. Это один из примеров того, что проект решает одну из важных задач, стоящих перед нашей компанией, – стремление к безубыточности.
Положительные эффекты от внедрения проекта получит и ОАО «РЖД» в виде сокращения средств на закупку новых вагонов электропоездов в сумме около 500 млн рублей. Он даст преимущества и для субъектов РФ: сохранение социально значимых рейсов при сокращении размеров субсидии, а также повышение уровня качества обслуживания пассажиров за счёт приобретения новых электро- и дизельпоездов. Позитивные изменения от нового подвижного состава ощутят на себе и пассажиры: современный подвижной состав оснащён необходимыми удобствами, обладает эстетичным интерьером.
В целом при реализации проекта по построению оптимального графика гибкого регулирования преимущества получат все участники перевозочного процесса в пригородном сообщении. Благодаря этому в перспективе у ОАО «РЖД» появится возможность оперирования подвижным составом в масштабах всей сети, что повысит эффективность пригородного комплекса в целом.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31