14 апреля 2021 04:51

14 апреля 2021 04:51

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: из личного архива

Капля тонны бережёт

Инновационный проект по автоматизации процесса заправки пассажирских вагонов водой позволяет получать без малого 1 млн руб. чистой прибыли в первый год его реализации и порядка 4,5 млн рублей – в последующие периоды. Такой экономический эффект достигается на одной станции с пропускной способностью 30 пар поездов в сутки.
Впервые официальная презентация разработки состоялась в Екатеринбурге в ноябре прошлого года в рамках транспортно-логистической выставки. В мероприятии принимал участие и заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. Он высоко оценил данное рационализаторское предложение, направленное на решение давней проблемы сети, и поручил коллегам оказать содействие в его реализации.
Автором идеи разработки устройства автоматического контроля за подачей воды при экипировке пассажирских вагонов является главный инженер станции Сургут Виктор Крутенев. Причинами, подтолкнувшими его к инициативе, послужили огромные потери жидкости и трудозатраты на уборку льда вручную и снегоуборочными машинами.
– Зимой температура воздуха у нас опускается ниже 50 градусов, – рассказывает Виктор Валерьевич. – При существующем способе заполнения резервуаров вагонов большое количество питьевой воды проливается на пути, заливая колею в течение смены по самую головку рельса. На морозе жидкость превращается в ледяные наросты, которые могут послужить причиной схода, задержки поездов. Кроме того, произвести сколку льда для установки тормозных башмаков в таких условиях практически невозможно.
К решению проблемы Виктор Крутенев подключил молодого инициативного коллегу – Дениса Ситницкого, работавшего тогда дежурным по станции Усть-Юган. Произведя калькуляцию стоимости машино-смен снегоуборочной техники, потерь по воде и в связи с занятием приёмоотправочных путей, подсчитав количество часов привлечения путейцев, локомотивных бригад, расходы по заработной плате, накладные и прочее, стало ясно, что эффект от воплощения идеи будет значимым для компании в экономическом плане.
Из-за большой занятости Виктора Валерьевича на основном месте дальнейшую детализацию и разработку проекта взял на себя Денис Ситницкий. К тому времени он переехал в Тюмень и трудился в компании, занимающейся продвижением инноваций в различных сферах.
– С данным рацпредложением я обратился к главному инженеру Тюменской дистанции гражданских сооружений Василию Борисову, – говорит собеседник. – Выслушав меня, он поддержал идею и организовал совещание заинтересованных сторон. Потом началась реализация проекта. Дельные советы внёс в общую копилку главный механик Тюменского участка дирекции по тепловодоснабжению СвЖД Александр Шарабаев. С мастером пункта технического осмотра эксплуатационного вагонного депо Тюмень (ПТО ВЧДЭ-19) Валерием Целых мы подробно проработали ряд вопросов, когда дело дошло до установки опытного образца на 5-м и 6-м пути станции. Заинтересованность в успехе начатого дела и поддержка со стороны моих бывших коллег по отрасли были всесторонними, за это им огромное спасибо.
Первое, с чем столкнулась команда специалистов нового места работы Дениса Ситницкого, – отсутствие аналогов решения поставленной задачи. С чистого листа они придумали автоматизированную систему, в которой прекращение подачи воды после заполнения бака и слив её остатков из труб происходят без участия человека. Экипировщик лишь подсоединяет шланг к вагону и нажимает на кнопку. Благодаря конструктивным особенностям механизма можно регулировать порог срабатывания интеллектуального устройства. Опытная эксплуатация оборудования, установленного на станции Тюмень со среднесуточным оборотом 30 пар поездов, подтвердила расчётный экономический эффект. Прямые затраты в год сокращаются почти на 4,5 млн руб. при использовании 10 колонок общей стоимостью 3,5 млн рублей. Чистая прибыль первого года реализации пилотного проекта составляет 982 тысячи рублей.
– Данное техническое новшество мы используем в работе с октября 2019-го, – комментирует мастер ПТО ВЧДЭ-19 Валерий Целых. – Пока экипировкой пассажирских вагонов занимаются по три человека в смену. С вводом в постоянную эксплуатацию таких установок их число можно будет сократить до двух или даже одного работника. Автоматизированная система помогает создать безопасные условия труда в зимнее время и круглогодично облегчает производственный процесс в части открывания задвижки: нажал кнопку и пошёл дальше – время на заправку вагонов значительно экономится. Пожелание одно – чтобы отключение подачи воды происходило ещё быстрее, особенно на старых вагонах, которые не оборудованы обратными клапанами.
Денис Ситницкий заверил, что совершенствование проекта продолжается:
– Теперь мы оттачиваем тонкие места и планируем применить ряд инновационных технологий. Хотим оборудование связать в одно целое, чтобы процесс со всеми характеристиками полностью отображался на мониторе оператора, который дистанционно в режиме онлайн будет осуществлять заправку пассажирских вагонов водой. Особое внимание уделяем программному обеспечению. Главная цель – искусственный интеллект должен максимально облегчить и обезопасить труд железнодорожников.
Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30