30 ноября 2020 10:53

30 ноября 2020 10:53

фото: Руслан Казаков

Первопроходцы в тяге

Будущая работа на локомотиве для девушек во многом будет носить пилотный характер

На Свердловской магистрали в течение двух дней, 8 и 13 октября, проходили ознакомительные (адаптационные) мероприятия для женщин, обучающихся профессиям, которые до сих пор считались исключительно мужскими: помощник машиниста тепловоза, электровоза и электропоезда.
Для того чтобы девушки могли яснее представлять, как работает дорога в целом, осознать масштаб перевозимых грузов и интенсивность пассажирских потоков на полигоне СвЖД, специалисты службы управления персоналом Свердловской магистрали разработали для них специальную программу. Она включала в себя деловые встречи с руководством дороги, экскурсии на передовые предприятия СвЖД, на завод «Уральские локомотивы», где организовано производство современного подвижного состава ЭС2Г «Ласточка». Обе группы побывали в Диспетчерском центре управления перевозками, Центре управления тяговыми ресурсами на северо-западном полигоне, посетили одну из крупнейших на Транссибе станций – Свердловск-Сортировочный, где наблюдали за работой диспетчеров сортировочной горки.
В настоящее время по заявкам работодателей в Свердловском учебном центре профессиональных квалификаций (СУЦПК) обучаются две самые многочисленные на сети группы женщин – будущих помощников машинистов. Это представительницы Новосибирска, Уфы, Вологды, Ярославля, Омска, Новокузнецка, Барабинска, Челябинска, Перми, Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Обучение по заявке Свердловской дирекции тяги началось в СУЦПК 15 июня: с этого дня 17 девушек начали осваивать профессию наравне с мужчинами в двух смешанных группах. Обучение 19 девушек для работы в моторвагонном комплексе (ДМВ), также в смешанных группах, началось 13 июля: поначалу из-за противоэпидемических мероприятий оно велось в удалённом режиме, а с 14 сентября обучающиеся перешли на очный формат.
Своим мнением от практических занятий, которые проходили 8 октября в моторвагонном депо Свердловск, делится будущий помощник машиниста электропоезда Юлия Бугай.
– Мы изучали, какое оборудование располагается на каждом из вагонов, как обозначается его функциональное значение, – отметила Юлия. – Довольно скоро уже самостоятельно находили и докладывали нашему преподавателю о назначении того или иного оборудования: пантографа и пусковых сопротивлений – на крыше электропоезда, низковольтных шкафов – внутривагонного оборудования, объясняли назначение тягового электродвигателя, компрессора.  
В отличие от коллег из ДМВ, которые начали учиться позднее, дамы из Свердловской дирекции тяги 21 сентября приступили к прохождению практики. В соответствии с программой они направлены в эксплуатационные локомотивные депо Свердловск-Пассажирский и Пермь-Сортировочная.
Как рассказала Алёна Кузнецова из Екатеринбурга – будущий помощник машиниста тепловоза, электровоза, она с коллегами уже более двух недель находится на практике, и все девушки из её группы «накатали» по 120 поездных часов. Девушка не боится трудностей, знает, что именно ей, помощнику машиниста, первой придётся покинуть кабину локомотива, если возникнет нештатная ситуация и надо будет разобраться в её причине: сходе колёсной пары или обрыве тормозной магистрали.
– В любое время суток, при любой погоде – даже если на перегоне вдоль состава будут наметены сугробы, – говорит Алёна Сергеевна. – Именно помощнику предстоит сформулировать доклад о причинах события, на основании которого машинист примет решение о дальнейших действиях. Большое значение имеет и то, кто будет наставником. Мы ездили на участке Екатеринбург – Дружинино и Екатеринбург – Тюмень. Меня закрепили за машинистом Николаем Жуковым, и я сразу предупредила его об уровне своих знаний: у меня были расплывчатые теоретические представления об устройстве электровоза, сигнализации на железной дороге. До этого мы обучались дистанционно. Николай Викторович отнёсся к этому с пониманием и терпеливо рассказывал и показывал мне, что и как устроено, говорил, на что в первую очередь нужно обратить внимание. Очень важно, чтобы машинист был терпеливым и компетентным.
Одна из девушек, обучающаяся профессии помощника машиниста тепловоза, электровоза, – Ирина Стадник из Перми. Об особенностях будущей работы знает не понаслышке: её старший брат Дмитрий Москотин трудится помощником машиниста в эксплуатационном локомотивном депо Пермь-Сортировочная. Туда же планирует прийти и она после завершения учёбы. Пару лет назад Ирина Александровна впервые услышала о том, что планируется обучение женщин «мужской» железнодорожной профессии:
– Мне об этом сказал брат, и я сразу же начала искать возможность поступить на обучение. Как только объявили набор, я не раздумывая подала документы. Родители некоторое время сомневались в моём выборе из-за предстоящих трудностей в работе, но когда узнали, что локомотивные бригады сегодня управляют самым современным, безопасным и высокотехнологичным подвижным составом, то перестали особо волноваться. К радости брата, я прошла все требуемые для поступления процедуры и начала учиться. Конечно, мне запомнились экскурсии в локомотивные депо, где мы вживую увидели «Синары» и «Граниты». В первую очередь мне предстоит работать в пассажирском движении, так что на экскурсии больше присматривалась к ЭП2К. В этом локомотиве на пульте управления машиниста в зоне мониторинга больше всего впечатляет многофункциональный дисплей микропроцессорной системы управления и диагностики локомотива. На цифровом табло системы безопасности КЛУБ-У отображаются значения скорости и основных параметров движения поезда. Электровоз имеет современные средства безопасности, ­включая САУТ. Это надёжный и современный локомотив, в управлении которым, уверена, женщина сможет сориентироваться не хуже мужчины.
В завершающий день знакомства с дорогой, 13 октября, девушки обеих групп – представителей соответствующих дирекций ДМВ и тяги получили возможность встретиться с начальником дороги Иваном Колесниковым. Состоялась доверительная и откровенная беседа по самым разным вопросам и темам, волнующим представительниц прекрасного пола, которым уже в следующем году предстоит влиться в многотысячный коллектив Свердловской магистрали. Вместе с начальником дороги в разговоре приняли участие его заместитель по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Романенко, начальник службы управления персоналом Свердловской железной дороги Владислав Жигарин, начальник отдела корпоративной жилищной политики этой же службы Елена Чуверова, председатель дорпрофжела на СвЖД Анатолий Гаращенко, руководители свердловских дирекций – тяги и моторвагонного подвижного состава, представители Координационного совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержке женщин.
Девушек интересовали самые разные вопросы – в частности, возможность использовать в работе более лёгкие башмаки для закрепления подвижного состава, сроки изготовления и подгонка форменной одежды, устройство детей в дошкольные учреждения, медицинское обеспечение и оздоровительные программы, варианты получения корпоративного жилья, перспективы дальнейшего обучения в профессии и карьерного роста. Специалист Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Дмитрий Лисицын обстоятельно ответил на вопросы о всевозможных волонтёрских программах в компании, о разнообразии дорожных и сетевых мероприятий.
Все конструктивные пожелания и предложения были выслушаны и приняты во внимание. Их будущая работа в ОАО «РЖД» во многом считается пилотной и отчасти носит экспериментальный характер. По этим первопроходцам будут судить, насколько успешно может трудиться женщина на тяговом подвижном составе.
Планируется, что первыми будут сдавать экзамен в СУЦПК девушки из тягового комплекса. Если всё сложится хорошо по эпидемическому фактору, то в конце ноября и декабре они станут обладателями свидетельства о получении профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» и вольются в коллектив Свердловской дирекции тяги.
Как отметил заместитель начальника дирекции по кадрам и социальным вопросам Роман Шалагинов, сегодня дирекция насчитывает более 11 тысяч работников, и почти 600 из них – женщины.
– Кроме руководящих инженерно-технических должностей, они успешно трудятся техниками по расшифровке параметров движения локомотива, нарядчиками локомотивных бригад, операторами при дежурном по локомотивному депо, операторами поста централизации, – подчеркнул Роман Николаевич. – Предоставление женщинам возможности работать помощниками машиниста говорит о готовности дирекции реализовывать стратегические задачи ОАО «РЖД».
Девушкам из моторвагонного комплекса предстоит экзаменоваться в декабре. При условии успешной сдачи им вручат свидетельства о получении профессии «помощник машиниста электропоезда».
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31