30 ноября 2020 10:56

30 ноября 2020 10:56

фото: из архива службы вагонного хозяйства СвДИ

Ключ к улучшению показателей

В вагонном хозяйстве делятся передовыми методами выявления дефектов

В Екатеринбурге 30 сентября прошла Школа передового опыта для работников вагонного хозяйства Свердловской дирекции инфраструктуры. Главными темами мероприятия стали поиск и разработка современных методик, которые позволили бы с большей эффективностью выявлять неисправности буксовых узлов, трещин дисков колёс и боковых рам.
С учётом мер по предупреждению распространения вирусных заболеваний формат мероприятия был удалённым, участники школы общались главным образом по сети Интернет. С приветственным словом к представителям эксплуатационных вагонных депо в разных регионах полигона Свердловской железной дороги обратился из студии в Екатеринбурге заместитель начальника службы вагонного хозяйства Свердловской дирекции инфраструктуры Виталий Буров. Он сообщил, что в период с 1991 по 2020 год на сети дорог допущено 265 случаев изломов боковых рам тележек. Наибольший всплеск таких случаев пришёлся на интервал между 2010 и 2013 годами. И почти всегда он имел сезонный характер.
– С наступлением зимнего периода возникают риски изломов боковых рам тележек, – подчеркнул Виталий Владимирович. – В это время осмотрщики вагонов должны особое внимание обращать на литые детали тележек и элементы колёсных пар. Статистика подтверждает, что наибольшее количество изломов приходится на период декабрь – апрель.
За восемь месяцев с начала года осмотрщиками вагонов Свердловской ДИ выявлено и подтверждено 1304 дефекта. Их выявляемость в литых деталях тележек и элементах колёсных пар возросла на 1%, в колёсных парах – в 2,4 раза. В то же время данный показатель для боковых рам снизился на 10%. По выявлению дефектных колёсных пар Свердловская ДИ находится на втором месте, по пропуску – тоже на втором. По выявлению дефектных боковых рам – вторые, по пропуску – пятые на сети. Отношение пропущенных дефектов к выявленным в процентном отношении на Свердловской железной дороге составляет: в боковых рамах тележек – 22,2% (пропущено 227, выявлено 1023) при среднесетевом показателе 26,2%. В колёсных парах – 29,9% (пропущено 72, выявлено 241) при среднесетевом 38,6%. Пропуск на ПТО других дорог снижен на 2,5%, в колёсных парах допущен рост на 60%, в боковых рамах снижение на 12%.
Далее Виталий Буров назвал эксплуатационные вагонные депо, которым необходимо разработать первоочередные мероприятия, чтобы выйти из зоны риска по проценту соотношения общего пропуска колёсных пар с трещинами к выявленным (при среднем по дороге 1,0). Такую работу предстоит провести депо Березники-Сортировочные, Пермь-Сортировочная, Смычка, Свердловск-Сортировочный. Среди ПТО в зоне риска пока ещё находятся ПТО-2 Екатеринбург-Сортировочный, Богданович, ПТО-1 Екатеринбург-Сортировочный, Смычка, Пермь-Сортировочная, Березники-Сортировочные, Тобольск.
Заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Свердловск-Сортировочный (ВЧДЭ-4) Тимур Стальмахович рассказал о том, как на предприятии ведётся работа с осмотрщиками вагонов, входящими в группы риска по пропуску трудновыявляемых дефектов.
– Работники депо за восемь месяцев 2020 года выявили 451 дефектную деталь: 342 боковых рамы, 12 надрессорных балок и 97 колёсных пар, – отметил Тимур Станиславович. – Из которых только 26 деталей признаны годными к дальнейшей эксплуатации: 21 боковая рама, две надрессорных балки и три колёсных пары.
Коэффициент выявления литых деталей тележек на 100 тыс. отправленных вагонов, проходивших полное техническое обслуживание в структурных подразделениях ВЧДЭ-4, составляет 14,5, что выше среднего коэффициента по дороге – 13,6. В то же время депо оказалось в лидерах по пропускам дефектов литых деталей тележек и колёсных пар.
– Проанализировав данные, можно утверждать, что в процессе выявления наиболее задействованы осмотрщики-ремонтники вагонов, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет, а также работники с шестым квалификационным разрядом, – сообщил Тимур Стальмахович. – Процент вовлечённых в процесс выявления дефектов в литых деталях тележек в депо за восемь месяцев составил 29,2%, и этого недостаточно.
Далее заместитель руководителя рассказал о том, какие меры принимаются на предприятии, чтобы улучшить показатели работы. Для снижения рисков пропуска дефектных деталей, а также повышения навыков выявления дефектов в литых деталях тележек и колёсных парах грузовых вагонов реализуется несколько мероприятий. В частности, за работниками из группы риска закрепили начальников ПТО и курирующих заместителей начальника депо. В системе дистанционного обучения (СДО) организована учёба с осмотрщиками вагонов из группы риска – теми, кто не выявляет и не пропускает дефекты. Для более эффективной передачи опыта определены осмотрщики-ремонтники из числа лучших по обнаружению. Они проводят работу в коллективах смен и индивидуально с осмотрщиками-ремонтниками, допустившими наибольшее число пропусков трудновыявляемых дефектов.
Во время школы передового опыта были выслушаны и мнения осмотрщиков-ремонтников вагонов, предлагавших свои методы улучшения производственных показателей. В частности, об эффективных способах выявления дефектов боковых рам тележек рассказал представитель эксплуатационного вагонного депо Свердловск-Сортировочный Вячеслав Ухалов. Работник ВЧДЭ Пермь-Сортировочная Игорь Бережнев доложил о выявлении неисправностей буксового узла, представитель ВЧДЭ Войновка Азис Яхин поделился технологией выявления колёсных пар с трещинами.
По общему мнению участников встречи, одним из ключевых показателей снижения риска изломов литых деталей тележек и элементов колёсных пар является вовлечённость осмотрщиков вагонов в процесс выявления дефектов и трещин. Виталий Буров привёл цифры: к 14 сентября 2020 года в процесс были вовлечены 628 осмотрщиков вагонов из 2435, что на 53% больше аналогичного периода 2019 года. Средний по сети показатель вовлечённости по службе вагонного хозяйства составляет 29,7%. Наибольшее количество участвующих в выявлении – в ВЧДЭ Пермь-Сортировочная: 93%. Наименьший показатель в ВЧДЭ Смычка – 5,5%.
Опытом снижения пропусков трудновыявляемых дефектов поделился и заместитель начальника ВЧДЭ Пермь-Сортировочная Сергей Черемных. Он отметил, что наиболее действенными методами являются: проведение внеочередных инструктажей по методам обнаружения неисправностей осей, дисков колёсных пар; размещение аншлагов и информационных листов.
– Необходимо ежемесячно закреплять работников из групп риска за руководителями, проводить практические занятия по критериям браковки и методам выявления неисправностей колёсных пар, – подчеркнул Сергей Михайлович. – В арсенале эффективных средств – индивидуальные собеседования по программе морально-волевого воздействия с выявлением причин попадания в группы риска, возникающих у работников проблем и проверками уровня знаний. Он отметил, что важную роль играет также информирование о дополнительном премировании осмотрщиков вагонов за обнаружение трудновыявляемых дефектов.
Как отметил Виталий Буров, большую роль играет мотивация работников. За 8 месяцев 2020 года 397 работникам выплачено вознаграждение на сумму 3016 тыс. руб. за 818 выявленных деталей, из них: за 633 дефекта и трещин в боковых рамах 2026 тыс. руб. 244 осмотрщикам вагонов; за 185 трещин в колёсных парах – 1010 тыс. руб. 153 осмотрщикам вагонов. Для сравнения: за такой же период 2019 года 237 работникам выплачено вознаграждение на сумму 2480 тыс. рублей.
– Мотивация осмотрщиков вагонов проводится не только в материальном плане, но и через публикации об их достижениях через средства массовой информации в газете «Гудок» и «Уральская магистраль», – подчеркнул Виталий Владимирович.
По результатам работы школы собраны все предложения, направленные на выявление неисправностей буксовых узлов, трещин дисков колёс и боковых рам. Установлены новые показатели для ВЧДЭ, ПТО: снижение пропуска дефектов в литых деталях тележек и элементах колёсных пар на 10%, «вовлечённость осмотрщиков вагонов в процесс выявления литых деталей тележки с дефектами и трещинами» во всех подразделениях до 50%. Осмотрщики вагонов из группы риска будут закреплены за руководителями ВЧДЭ и пунктов технического обслуживания для проведения индивидуальной работы в соответствии с программой «морально-волевого воздействия». Откорректированы заявки на поставку в ВЧДЭ мерительного инструмента и приспособлений в IV квартале 2020 года. Запланированы мероприятия по приведению уровня освещённости рабочих мест (и состояния междупутий) осмотрщиков вагонов в соответствие с требованиями ОАО «РЖД» и правилами по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31