24 октября 2020 00:24

24 октября 2020 00:24

фото: из архива ТЧЭ-18

Вехи славного пути

Эксплуатационное локомотивное депо Сургут (впоследствии ТЧЭ-18) образовалось благодаря титаническим усилиям покорителей северных болот и глухой тайги

Первый грузовой поезд пришёл по суше в Сургут 5 августа 1975 года, но традиции и основной костяк коллектива ТЧЭ-18 начали формироваться за несколько лет до этого события.
Ветеран предприятия Ольга Стёпина во время работы собирала по крупицам историю локомотивщиков. Уходя на заслуженный отдых, она передала в музей ТЧЭ-18 свои рукописи. Её коллега, более 30 лет трудившийся помощником, машинистом, инструктором и председателем «первички», Андрей Козлов заинтересовался записями и перевёл их в цифровой формат. То, что получилось, предлагаем вашему вниманию с некоторыми сокращениями.
Машинист тепловоза Владимир Тихомиров так рассказывал о буднях первопроходцев.
«Строить магистраль начали с 1971 года. Средняя скорость тогда была 15–20 км/ч. Мосты, сама дорога – всё шаткое, опасное. Разрывы между рельсами составляли до 50–60 см. Возведение объектов велось по правительственному заданию, поэтому многие знаменитости за честь считали посетить наши места. Так, станция Туртас с лёгкой руки главного редактора журнала «Юность» Бориса Полевого получила новое название – Юность-Комсомольская, им же был забит золотой костыль при её открытии.
В июне 1974-го на барже в Сургут привезли первый тепловоз ТЭМ-1 № 1717. Моста через Обь ещё не было, поэтому к пристани подвели временный железнодорожный путь, и локомотив с вагонами совершил историческую поездку по сургутской земле. В депо его привели машинисты: Вениамин Ершов, Сергей Ионов, Василий Васько, Михаил Корниенко. Второй тепловоз в ТЧЭ-18 перегнала бригада в составе Петра Мацика и Геннадия Петухова. Здесь их встретила тайга, величественная и дикая. Изначально на локомотивах не только работали, но и жили.
Машинисты-первопроходцы водили путеукладочные поезда и строили участок дороги от речпорта до Оби. Только трое из них остались работать в депо до выхода на заслуженный отдых. Это Владимир Никонов, Сергей Ионов и Геннадий Петухов».
Локомотивная бригада в составе Вячеслава Щербакова и Рафика Куранова 5 августа 1975 года привела в Сургут первый грузовой поезд. Это стало событием исторической важности, ведь четыре тысячи тонн народно-хозяйственного груза были доставлены в город наземным путём, а не по воде, как раньше. На грандиозный праздник с песнями и танцами собрались жители со всего города. В 1977-м машинист Владимир Никонов привёл первый состав в Мегион, а Анатолий Пола – в Нижневартовск. В этом же году было построено капитальное здание локомотивного депо, начальником которого стал Юрий Боряк.
С образованием в начале 1978 года Сургутского региона дороги в него перешли из отделения временной эксплуатации квалифицированные, закалённые сибирскими морозами и бытовой неустроенностью работники, составившие костяк локомотивного депо. Экипировка тепловозов производилась на улице, топливо подвозилось, вода подогревалась в бочке. Солярка шла самотёком, насосов не было. Начальником отдела локомотивного хозяйства трудился Виктор Бастинович, экипировкой руководил Владимир Попов.
Несмотря на жесточайшие морозы, тяжелейшие условия труда и быта, грузовые поезда шли без задержек по однопутке через временный блокпост, который открыли в районе Барсовой. По мосту составы вели со скоростью 15 км/ч. В начале лета 1978-го с Северной железной дороги в ТЧЭ-18 пришёл ремонтно-восстановительный поезд с паровозом, который использовали в том числе и для обеспечения паром ремонтных цехов. Пополнялся и локомотивный парк. Депо Ишим передали 15 тепловозов серии 2ТЭ-116, стали приходить машины из Тюмени. Парк вырос до 27 единиц.
Заместителем начальника депо по ремонту был Валерий Чезганов, по эксплуатации – Александр Яковлев, затем его сменил Николай Кудряшов, главным инженером трудился Анатолий Аксельрод, старшим мастером – Владимир Никитин.
Постепенно обустраивался и посёлок железнодорожников. В 1980 году сдали в эксплуатацию котельную, первым руководителем этого жизненно важного объекта стал Владимир Кувалдин.
Главную ценность предприятия всегда составляют люди. Меняется коллектив, приходят молодые специалисты, но навсегда останутся в памяти фамилии тех, с кого начиналось эксплуатационное локомотивное депо Сургут. Это Загадины, Щербаковы, Яковлевы, Конкевичи, Калёновы, Пола, Шокотько, Гооки, Гулага, Линники, Глинские, Никоновы и многие-многие другие.
Подготовил Геннадий Горда
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31