01 октября 2020 10:30

01 октября 2020 10:30

фото: из личного архива

Заинтересовать профессией

В своей работе наставник старается находить правильное сочетание классических и прогрессивных методов подготовки вагонников

Для преподавателя Тюменского подразделения Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций Наталии Вирченко основным принципом работы всегда будет неравнодушие. К предмету, слушателям и результату их подготовки. Такой подход высоко ценится компанией. В конце июля наша героиня удостоилась почётной грамоты ОАО «РЖД».
«В минувшем году исполнилось 35 лет, как я работаю на магистрали. В 1984-м окончила Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта. Теперь это филиал Ростовского государственного университета путей сообщения. Самое интересное, что поступала за компанию с подругой. Сначала-то были совсем другие планы – собиралась в юридический. В техникуме оказалось много тех, с кем училась в школе. Это повлияло на выбор профессии – дела всей жизни.
Вслед за мужем переехала из Краснодарского края в Сибирь. 20 августа 1984 года устроилась на дорогу. Образование у меня было вагонное, поэтому пришла в депо. Дальше – Тюменская дирекция по обслуживанию пассажиров дальнего следования. Первая на сети. С 2004-го работала в отделении дороги. Занимала разные должности, но в основном отвечала за охрану труда. И в тот момент, когда практически полностью отошла от специальности, указанной в дипломе, мне предложили место в Тюменском подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций. Здесь я с апреля 2011-го.
Меня пригласили вести прекрасно знакомые дисциплины – устройство и техническое обслуживание вагонов, охрану труда. В нашем центре работают не просто педагоги. Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование по специальностям, которые они читают, и стаж работы по ним. Это обязательные условия, из них не бывает никаких исключений. Я в 2002-м окончила Уральский государственный университет путей сообщения. Так что прежний диплом дополнила вузовским. Думаю, подошла по всем критериям.
В преподавании технических модулей есть некоторая специфика. Здесь нельзя просто оставить слушателям учебник, чтобы они его читали, особенно тем, кто без опыта работы на железнодорожном транспорте. Самостоятельно мало что поймут. Много чертежей. С ними у нынешней молодёжи проблемы. Не хватает пространственного мышления. Литература рассчитана в основном на уровень вуза. Поэтому отдельно перерабатываем материалы для новичков. Важно заложить базовые знания, не перегрузить информацией и преподнести её в доступном и увлекательном формате. Чтобы заинтересовать профессией, устраиваем и конкурсы, и деловые игры, и практические занятия, в том числе на учебном вагоне. Не отказываемся от проверенных, классических методов. Мало грамотно рассказывать, наглядно демонстрировать. Надо фиксировать, вести конспекты. Ребята часто просят давать материал именно под диктовку. Говорят, так он лучше и легче усваивается, в голове откладывается. Записи к тому же учат ясно формулировать мысль и развёрнуто отвечать на вопросы.
С учётом этих нюансов очень непросто приходится в период пандемии коронавируса. В нынешней обстановке дистанционное обучение – спасение и единственная альтернатива. Мы используем технологии удалённого доступа, подключаемся к рабочему компьютеру. Работаем в системе дополнительного образования ОАО «РЖД», на платформах Zoom, Google и «Яндекс.Диск», через мессенджер WhatsApp. Сбрасываем учащимся материал для самоподготовки, проводим промежуточный контроль знаний и итоговые тестирования. Есть у нас и слайды, и презентации, и видеофильмы, которые можно транслировать.
Но в идеале интерактивные инструменты следует внедрять постепенно, аккуратно – в сочетании с живым общением. Невозможно одной виртуальной экскурсией заменить выход на учебный полигон. Здесь расположены стенды, натурные образцы, много деталей и элементов – вагонные тележки, колёсные пары, буксовые узлы, автосцепка. Всё можно потрогать руками и подержать, разобрать и замерить шаблонами, отыскать спрятанные здесь неисправности. В подразделение с 27 июля набрана группа, которую мы впервые обучаем на осмотрщиков-ремонтников вагонов полностью на удалёнке. Надеемся, что хотя бы производственную практику они пройдут вживую – на предприятии. Душой и всем сердцем переживаю за эту группу и уровень её подготовки. Но не сомневаюсь, что качественно обучим ребят на ответственную профессию.
За время работы преподавателем выпустила, наверное, не менее десяти групп подготовки. А тех, кто проходил повышение квалификации и короткие курсы, не сосчитать. Для меня главное – дать им знания, которые они смогут применить на практике. Но приятна и оценка моего труда со стороны. В 2015 году мне вручили сразу две благодарности к профессиональному празднику – начальника СвЖД и главного управления строительства Тюменской области. Теперь получила самую высокую награду – почётную грамоту ОАО «РЖД».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31