12 июля 2020 02:59

12 июля 2020 02:59

фото: Константин Кодочигов

Разговор по душам

Почётный железнодорожник вспоминает свой жизненный путь

После смягчения изоляции по поводу коронавируса по улице Перми в форме железнодорожника шёл пожилой мужчина. Его путь проходил вдоль набережной реки Камы к знаковому месту для Российских железных дорог.
Более ста сорока лет назад станция Пермь-1 стала местом открытия движения поездов по Уральской горнозаводской железной дороге. Рядом застыл на монументе паровоз 9П-752, который в 1987 году установили работники Пермского паровозоремонтного завода имени Алексея Шпагина. Монумент посвятили землякам-железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Его открытие было приурочено к 70-летию Октября и 150-летию Российских железных дорог.
Поравнявшись с памятником, наш ветеран снял с поседевшей головы фуражку. Это Владимир Вдовин, он проработал в структуре РЖД, на заводе Шпагина, более пятидесяти лет. Поклонившись паровозу, помолчал и присел рядом на скамейку.
– Ну что, мой друг, давно с тобой не виделся, – проговорил Владимир Павлович маневровому. – Чуть только отпустили меня обстоятельства да ослабили изоляцию, сразу пришёл к тебе. Надел парадный костюм, почистил медали... Я помню, как мы тебя ремонтировали и устанавливали здесь более тридцати лет назад. Ты мне как сын родной. Расскажу тебе историю про завод, названный в честь Алексея Шпагина. На котором ты и я прослужили верой-правдой много лет. Сейчас я на станции Пермь-I, которая построена в 1878 году. За зданием вокзала видны корпуса предприятия, которые около 140 лет работали на железные дороги.
Немного помолчав, Владимир Павлович окинул взглядом паровоз и продолжил:
– Я родился в селе Ножовка Молотовской области в 1937 году. Город Пермь и регион в сороковые годы прошлого века носили имя Молотова. Отец у меня был председателем колхоза, а мать медсестрой. Кроме меня, в семье было ещё две дочери. Батя в первый год войны ушёл на фронт. Тяжелее всего нам пришлось жить в 1943–44 годах. После Победы папа вернулся домой, и жизнь начала входить в обычное русло. Однажды в наш клуб привезли кино. На большом экране я увидел, как со станции отправляется паровоз. Этот эпизод послужил для меня толчком, чтобы я выбрал себе профессию машиниста паровоза. Чтобы покинуть сельскую местность, нужно было получить разрешение председателя сельсовета. На тот момент мне было 15 лет. Получив такую бумагу, поехал в областной центр. Два года проучился в железнодорожном училище. После окончания был направлен в депо станции Пермь-II. Там я проработал пару лет. За это время дослужился до должности бригадира. Вернувшись из очередного отпуска, узнал, что мои документы ушли на завод Шпагина.
Работа для молодёжи на заводе чередовалась в советское время с получением военной специальности. Военкомат меня и моих сверстников обучал на парашютистов, водителей и радистов. В 1958 году нашу группу из двадцати четырёх человек перебросили в Ужгород. Служил я в Будапеште. Дослужился за три года до должности командующего автобата, получив звание сержанта, вернулся в Пермь.
Не успев распаковать чемоданы, встретил директора завода Шпагина Алексея Гавроса. Он объявил, что забирает меня обратно на завод. В первый день мне дали место в общежитии предприятия и форму железнодорожника. Через какое-то время я решил поступить в железнодорожный техникум. Во время обучения на вечернем отделении меня поставили мастером. Потом уже стал начальником смены и участка, начальником сборного цеха. На этом этапе жизни пришлось поработать с людьми, которые прошли войну, собирали на заводе бронепоезда. Помню, как мне нужно было провести оперативку, где были в том числе и они. На их фоне я чувствовал себя мальчишкой. Их было 19 человек, на тот момент большинству из них было за шестьдесят лет. На предприятиях железнодорожного транспорта ещё сохранялась послевоенная дисциплина. Все работающие на железной дороге имели звания. С теплом вспоминаю фамилии фронтовиков. Попков, Березин, Сидельников, Абрамов, Тиунов и Губин – многие из них на заводе делали «броню». Эти люди были очень исполнительные и нацеленные на производство.
С должности заместителя начальника сборного цеха меня перевели в дрезинный цех, где я тоже стал заместителем начальника. Через короткое время назначили начальником этого подразделения. Когда я руководил коллективом цеха, меня наградили знаком «Почётный железнодорожник». После дрезинного поручили возглавить кузнечный цех. Через несколько лет работы в «кузнице» возглавил литейный цех. Проработав на литейном участке, был назначен начальником производственно-диспетчерского отдела (ПДО). К тому времени мне было 55 лет, пора было задумываться о заслуженном отдыхе. За плечами был «вредный» стаж. Но я решил продолжить трудовую вахту. Меня назначили заместителем директора предприятия. С завода на пенсию я ушёл в 2009 году. Так за пятьдесят лет «прошагал» от рядового до генерала в РЖД.
На каждом участке были свои трудности, с которыми я справлялся вместе с коллективом подразделения и предприятия. Решал вопросы, связанные с условиями труда. В конце 90-х, когда дефицит чувствовался во всём, выезжал на металлургические заводы. Перевели в эти годы кузнечный цех на газ. Улучшения приводили к росту производства и обеспечивали комфорт для работы коллектива.
Кроме директора, Алексея Гавроса, мне запомнился ещё один руководитель завода Шпагина – Леонид Добагов. Леонид Борисович практически реанимировал замороженную стройку одного из цехов. Привёл в порядок территорию предприятия. Появилось несколько памятников. Начал функционировать собственный здравпункт с терапевтом и стоматологом.
За время работы на заводе и РЖД я объехал много стран. Побывал в Германии, Франции, Индии и Таиланде. Больше всего мне запомнился Китай. Спустя четверть века после службы в Советской армии удалось съездить в Будапешт. Сходил на место, где стояла моя часть. Пошёл в гражданской одежде. Подхожу к караульному, здороваюсь по-венгерски, спрашиваю, как дела. Решил перейти на русский. Попросил вызвать командира части. Увидел в сопровождении подполковника, спросил, чем живёт часть и личный состав.
К слову сказать, около трёх лет назад завод стал социокультурным пространством, носящим имя Алексея Шпагина. Ты, наш маневровый, станешь составной частью технического музея, большая часть которого будет находиться на территории этого учреждения культуры. Люди смогут познакомиться ближе с дрезиной и пощупать, что такое колёсная пара.
Вот и с тобой подходит время встречи. После карантина приду с товарищами по заводу навестить тебя!
Константин Кодочигов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30