25 февраля 2020 08:46

25 февраля 2020 08:46

Дело жизни профессора Скоробогатова

Семён Скоробогатов – заслуженный деятель науки России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор технических наук, профессор, человек необычайного склада ума. Он был широко известен в научных кругах не только в нашей стране, но и в мире как выдающийся учёный, беззаветно преданный своему делу.
Он обладал непревзойдёнными способностями – логическим мышлением и высокой профессиональной культурой, чем не раз удивлял коллег и здесь, и за рубежом. Семён Макеевич считается признанным авторитетом и, по существу, единственным в нашей стране и за рубежом теоретиком в научном направлении, связанном с выносливостью железобетонных конструкций.
Родился он 19 февраля 1930 года. Начал трудовую деятельность в 1954 году на строительном факультете Уральского политехнического института им. С. М.  Кирова, где занимал должности ассистента, аспиранта, доцента, старшего научного сотрудника и профессора. В 1972 году защитил докторскую диссертацию.
В 1976 году Скоробогатов был руководителем совместного советско-британского исследования при Лондонском университете по важнейшей строительной тематике – совершенствование стержневой арматуры. Он участвовал в международных конференциях с докладами на английском языке.
В 1978 году профессора пригласили в Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (УЭМИИТ) заведующим профилирующей и выпускающей кафедрой «Строительные конструкции», ответственной за подготовку инженеров-строителей по специальности «промышленное и гражданское строительство». За короткий срок Семён Макеевич смог собрать на кафедре высококвалифицированных преподавателей: профессоров, доцентов, докторов наук, кандидатов наук, инженеров-исследователей, лаборантов. А по специальности, которую курировал в транспортном вузе долгие годы, готовил кандидатов наук.
Наряду с организаторской и преподавательской деятельностью профессор продолжал заниматься научными исследованиями. В его профессиональном активе более 240 научно-исследовательских работ и фундаментальных исследований, 25 из которых нашли отклик за рубежом. Например, его классификация и нетрадиционная в мировом научном сообществе теория техногенных катастроф для железобетонных сооружений (мосты, гидротехнические сооружения, башни, подпорные стены, здания и т. д.) запрошена библиотекой Конгресса США и Британской библиотекой. Благодаря его знанию английского языка в лаборатории железобетонных конструкций Имперского колледжа Лондонского университета по этой важнейшей тематике им были проведены совместные экспериментальные исследования. После чего материалы исследований были опубликованы как в Лондоне, так и в нашей стране.
Его как высококвалифицированного специалиста-строителя постоянно приглашали в качестве эксперта для оказания технической помощи при восстановлении и обследовании наиболее значимых строительных объектов. Использование разработанной им методики расчёта прочности железобетонных конструкций при планировании восстановления повреждённых зданий и сооружений, пострадавших 4 ноября 1988 года на станции Свердловск-Сортировочный, дало экономический эффект более 2 млн руб. В числе объектов исследования и реконструкции, в которых участвовал Скоробогатов: шестипролётный железобетонный виадук вблизи станции Дружинино; железобетонный путепровод на станции Пермь-2; железобетонный виадук в Североуральске; железобетонная фундаментальная плита и монолитное перекрытие в высотном здании ЦУП в Екатеринбурге. В содружестве с учёными Института горного дела УрО РАН он внедрил новый сейсмометрический метод сплошного прозвучивания массивных и протяжённых сооружений и конструкций, не имеющий аналогов в стране. Это лишь небольшое перечисление его научных и практических дел.
Вот что об этом говорил сам Семён Скоробогатов на 50-летии строительного факультета УрГУПС:
– Перед транспортным университетом и строительным факультетом в условиях глобализации мировой экономики стоит задача дальнейшего совершенствования качества учебного процесса с целью усиления престижа России в мировом сообществе. Результат нашей работы – выпускники, а также научные монографии и учебные пособия – должны быть востребованными на мировом рынке. Что касается меня, то я стараюсь работать в этом направлении. В строительной отрасли ещё много дел и проблем, которые предстоит решать. Я считаю, что тот, кто выбрал специальность инженера-строителя, всегда будет востребован и будет чувствовать себя счастливым, потому что всегда будет занят.
В 2000 году профессору Скоробогатову было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ». А в 2008 году Международный библиографический центр (г. Кембридж, Великобритания) занёс его имя в Справочник 2000 выдающихся учёных мира.
В 2016 году Семёна Макеевича не стало. Но его дело нашло своё продолжение в благодарных учениках в стенах УрГУПС. Его труды сегодня лежат в основе обучения строительной науке на транспорте, и они будут актуальны ещё много лет.
19 февраля 2020 года Семёну Скоробогатову исполнилось бы 90 лет. В связи с этим событием в библиотеке УрГУПС будет организована биографичная выставка. На ней будут представлены многочисленные труды профессора и последняя его научная книга, изданная недавно на английском языке.
Елена Красулина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29