23 февраля 2020 23:41

23 февраля 2020 23:41

фото: Евгений Невольниченко

Имиджевый успех

Эксперты подтвердили уникальность и историческую ценность ретротехники

Ещё три экспоната Музея узкоколейных железных дорог в Екатеринбурге официально получили статус памятников науки и техники РФ. В начале декабря его удостоились паровоз, тепловоз, самоходная электростанция. На Свердловской магистрали стало уже семь объектов такой категории.
Новый статус присвоен по результатам XXVIII заседания Экспертного совета Политехнического музея (Москва). Работающая при Министерстве культуры Российской Федерации организация сейчас – единственная в стране, которая уполномочена ранжировать объекты науки и техники в качестве памятников. В её состав входят почти 25 специалистов по разным областям деятельности.
– Процедура присвоения статуса памятника трудоёмкая и длительная, – рассказал начальник Свердловского центра научно-технической информации и библиотек Евгений Здоровенко. – Заявки на рассмотрение надо подать ещё в начале года. Мы свои оформили в феврале. Все они содержали обоснование культурно-исторической ценности, заключения трёх независимых экспертов. Потом прошёл предварительный отбор, и только в декабре – защита. Порядка тридцати процентов заявок отсеивают до неё, какие-то отклоняют на совете.
Эксперты оценивают музейные предметы по многим критериям. Среди них – мемориальность, аутентичность, редкость, значение для развития науки и техники. Допустим, легендарные модели, опытные и первые образцы могли в своё время стать отправной точкой в прогрессе отраслей промышленности.
– Никаких законодательных, экономических, иных преференций статус памятников науки и техники сегодня не даёт, – пояснил Евгений Здоровенко. – В России это направление работы начало развиваться только в 1992 году. В активную стадию оно перешло и того позднее, в отличие от тех же предметов археологии, живописи и архитектуры. Но это безусловный имиджевый успех – на дороге имеются уникальные объекты! Не исключено, что в дальнейшем, уже с развитием законодательной базы, получим какие-то другие дивиденды.
Первыми среди музейных экспонатов ровно год назад, тоже в декабре, такое звание обрели вагон-мастерская Ammendorf и мотовоз Jung, паровозы серий O&K, ВП4. Теперь в полку элиты прибыло. О чехословацком грузопассажирском тепловозе Tu47 1958 года мы сообщали недавно, в № 224 от 5 декабря. Это единственный в стране комплектный образец данной серии.
То же самое касается и самоходной электростанции СЭП2М. Она могла применяться в путеукладочном поезде и как маневрово-вывозной локомотив. В основном эксплуатировалась торфопредприятиями, реже – леспромхозами. Точный возраст имеющейся на СвЖД модели установить не получилось – до сих пор не удалось отыскать табличку с её заводском номером. Однако известно, что такие транспортные средства изготавливали в СССР с 1956 по 1961 годы.
Поистине бесценен танк-паровоз 170.1 типа «Эрцберг». Он построен на австрийском заводе «Флоридсдорф» в 1938 году в единственном экземпляре. В России нет иных танк-паровозов в классической компоновке, выпущенных для нужд именно металлургической промышленности. И более того, в нашей стране вообще не сохранилось каких-либо локомотивов этого производителя. «Эрцберг» стал примером передовой инженерной мысли предвоенной эпохи.
В распоряжении музея осталось ещё несколько образцов узкоколейного подвижного состава, заслуживающих статуса памятника науки и техники. Но для начала их надо привести в порядок, выполнить реставрационные работы.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31