17 января 2020 16:34

17 января 2020 16:34

фото: фото из архива ТЧЭ-5

В автоматическом режиме

Новая система повысит эффективность дизеля, позволит снизить расход топлива и уменьшить выбросы газов в атмосферу

В эксплуатационных локомотивных депо Свердловской дирекции тяги начато внедрение системы автоматического запуска и остановки дизеля тепловозов (САЗДТ). В настоящее время в трёх депо производится установка и тестирование 100 блоков системы.
Как рассказал ведущий инженер технического отдела дирекции Павел Малахов, САЗДТ оптимизирует расход дизтоплива маневровых (а в перспективе и магистральных) тепловозов при их прогреве в холода. Система – это электронный блок, который устанавливается в кабине тепловоза. На него поступают сигналы с датчиков, закреплённых на элементах двигателя и на корпусе тепловоза. Программа сравнивает их значения и принимает решения о включении или остановке двигателя. В кабине расположены пульт управления САЗДТ, регистратор параметров движения тепловоза. Производятся сбор и обработка соответствующих данных о локомотиве, контролируется техническое состояние оборудования, учитывается расход топлива.
– Эта система создана специалистами ООО «АВП Технология», её задача – обеспечивать экономию топлива при горячем простое локомотивов, – отметил Павел Николаевич. – В парке дирекции эксплуатируются 397 маневровых тепловозов. С их помощью на станциях организуется формирование поездов в соответствии с планом.
Как сообщили специалисты Свердловской дирекции тяги, именно для маневровых тепловозов более характерен неравномерный режим эксплуатации, а значит, и целесообразней внедрение САЗДТ. В маневровом режиме силовые установки локомотива в течение суток испытывают значительные неравномерные нагрузки в диапазоне от длительного простоя на холостом ходу до пиковых значений тока и напряжения в работе.
– При этом достаточно велики суммарные эксплуатационные затраты на обслуживание маневровых тепловозов, включая расходы на дизтопливо, – подчеркнул Павел Николаевич. – Конечно, можно заглушить двигатель во время простоя. Но потом намного труднее его снова запустить, так как при отрицательных температурах воздуха, к примеру, возрастает вязкость масла.
Прогрев тепловозных дизелей в холода – вынужденная мера поддержания машин в горячем резерве, со средней температурой воды в системе охлаждения дизеля 60 °С и масла 40 °С. Разработчики САЗДТ предложили такую схему прогрева дизеля, которая позволяет надёжно запускать или останавливать его с определённой периодичностью во время простоя. Тем самым исключается непроизводительное потребление топлива.
Применение САЗДТ уменьшит время работы дизеля при простоях и снизит расход топлива. Как следствие, сократятся расходы на масло, уменьшатся выбросы газов в атмосферу.
Автоматика поддерживает температуру теплоносителей неработающего дизеля маневровых тепловозов на таком уровне, чтобы обеспечить их надёжный запуск при отрицательной температуре окружающего воздуха. Особенность в том, что аппаратура достаточно быстро реагирует на изменения параметров теплоносителя в системе охлаждения, сравнивает их с показаниями температуры окружающего воздуха и принимает решения по автоматическому запуску или остановке дизеля тепловоза.
– В соответствии с планом на маневровых тепловозах в эксплуатационном локомотивном депо Свердловск-Сортировочный (ТЧЭ-5) будут установлены 50 блоков САЗДТ, – сообщил Павел Малахов. – Ещё по 25 планируется смонтировать на тепловозах в Егоршино и Чусовской. Специалисты депо ТЧЭ-5 контролируют правильность сборки схемы на тепловозе серии ТЭМ 18ДМ. Проводились замеры в режиме теста: дизель автоматически запускался при снижении температуры охлаждающей жидкости менее 35 °С. Отмечено, что расход топлива за один пуск в среднем составляет 1,23 кг. Примерно столько же расходуется при работе дизеля на холостом ходу в течение 7,38 минут. При стоянке тепловоза в заглушённом состоянии в течение получаса экономия топлива составляет 37,7% от расхода на холостом ходу. При стоянке тепловоза в заглушённом состоянии в течение одного часа экономия топлива составляет при одном запуске 87,7% от расхода на холостом ходу.
Ожидается, что в зимний период система позволит сэкономить на горячем прогреве от 35 до 40%, а в весенний и осенний – от 80 до 85%.
Владимир Андреев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31