17 января 2020 17:15

17 января 2020 17:15

фото: Никита Песоцкий

Методы мотивации

Управление оплатой труда требует основательного подхода

Во Дворце культуры железнодорожников Екатеринбурга 19 ноября прошёл семинар специалистов по труду структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах Свердловской магистрали.
В нём участвовали представители свердловских дирекций: управления движением, тяги, инфраструктуры, по ремонту пути, по энергообеспечению, моторвагонного подвижного состава, по тепловодоснабжению, управлению терминально-складским комплексом.
Участников на работу напутствовали и. о. заместителя начальника Свердловской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Михаил Сазонов и заместитель председателя дорпрофжела на СвЖД Игорь Южаков. Михаил Артемьевич отметил значительную роль специалистов по труду, управляющих существенной долей расходов – затратами на оплату труда. Она в текущих затратах ОАО «РЖД» превышает 30%, а с учётом отчислений на социальные нужды – 40%. В своём выступлении Игорь Иванович положительно оценил эффективность мер, предпринимаемых трудовиками для устранения тех недостатков в вопросах соблюдения режима труда и отдыха, оплаты и премирования, которые были выявлены в 2019 году правовой инспекцией профсоюза.
Начальник Центра повышения эффективности труда персонала СвЖД Михаил Крижевских рассказал о деятельности подразделения. Заместитель начальника отдела организации, оплаты и мотивации труда службы управления трудовыми ресурсами и оргструктурой Роман Рахматуллин обратил внимание специалистов по труду на важность владения инструментами управления фондом оплаты труда. Он пояснил, что с сентября этого года начала действовать новая методика формирования и анализа сметы фонда заработной платы. Она позволяет понять, как формируются расчётные параметры по фонду, а также даёт механизм анализа выделенных на оплату труда средств и отклонений от плановых величин. Для проведения такого анализа используются данные о начисленном фонде, фактически отраженном в отчётности. Участники семинара рассмотрели также вопрос о том, где можно применить полученные аналитические данные и при необходимости принять корректирующие меры при существенных отклонениях.
Об изменениях и дополнениях в Коллективном трудовом договоре ОАО «РЖД» на 2020–2022 годы рассказал начальник сектора нематериальной мотивации и социального развития службы управления персоналом СвЖД Кирилл Чех. Кроме того, одной из важнейших тем, поднятых на встрече, стала недопустимость нарушений требований Трудового кодекса РФ и локальных нормативных актов в вопросах режима труда и отдыха работников, их премировании. Свои предложения по решению актуальной задачи высказали руководители блока трудовиков дирекций, ведущие инженеры по организации и нормированию труда. Михаил Сазонов подчеркнул, что такая работа должна иметь системный характер. Это, в частности, позволит не допустить перерасхода средств по фонду заработной платы, который создаёт риски нарушения требований трудового законодательства и локальных нормативных актов. А чрезмерная экономия, если она возникла, может свидетельствовать о недостатках в планировании.
Участники семинара отметили важную роль профессиональных конкурсов для более эффективного развития теоретических и практических навыков блока специалистов по труду. Своим опытом участия в конкурсе на звание лучшего специалиста по организации, оплате и мотивации труда Центральной дирекции управления движением поделилась его призёр Алина Сахнова. Она трудится ведущим инженером по организации и нормированию труда Свердловской дирекции управления движением. Финал соревнования проходил в Сочи в октябре этого года, победителей на нём выбирали из 140 претендентов со всей сети. Проект Алины завоевал второе место. В своей работе ведущий инженер, основываясь на рейтинге поездных диспетчеров, предложила решение проблемы организации эффективной системы мотивации труда на достижение поставленных задач.
В рамках семинара в Екатеринбурге прошла завершающая часть конкурса на звание «Лучший специалист по труду на СвЖД». Конкурс проводится на магистрали уже второй раз, и число желающих участвовать в нём растёт. В этом году разработки представили девять железнодорожников. Каждому из них за 15 минут требовалось представить работу на слайдах и ответить на вопросы конкурсной комиссии. Темы проектов были разнообразными. Так, ведущий инженер по организации и нормированию труда эксплуатационного вагонного депо Свердловск-Сортировочный Ренат Ахметов предложил создать на предприятии отдел по управлению трудовыми ресурсами. Представитель Пермской дистанции СЦБ Наталия Молчанова взялась за проблему повышения заинтересованности работников ведущих профессий в результатах своего труда. Сотрудник Ишимской дистанции СЦБ Светлана Гуркина разработала оригинальное положение о дополнительном премировании работников за выполнение целевых показателей.
В итоге Светлана поделила третье место с представителем эксплуатационного вагонного депо Смычка Натальей Суворовой, предложившей метод усовершенствования системы мотивации. Второе досталось представителю Пермского центра организации ­работы железнодорожных станций Марине Полторацкой. Победителем конкурса стала представитель Камышловской дистанции пути Ольга Исакова. На предприятии она трудится с 2003 года. С 2005 года работает инженером по организации и нормированию труда, а с 2012 года – ведущим инженером. За 16 лет работы на предприятии получила два высших образования: заочно обучалась в Международном институте экономики и права на экономическом и юридическом факультетах. Полученные знания успешно применяет в работе.
Все участники производственного соревнования получили благодарственные письма заместителя начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам, памятные призы. Игорь Южаков вручил Ольге Исаковой сертификат на получение путёвки – двухдневный семейный отдых на базе «Путеец».

Роман Рахматуллин, заместитель начальника отдела организации, оплаты и мотивации труда службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой:
– Зачастую руководителю подразделения необходимо выявить точные причины отклонения в данных о начисленном фонде и фактически отражённом в отчётности, чтобы найти пути решения этой проблемы. Предложенная новая методика формирования анализа сметы фонда зарплаты позволяет специалисту по труду представить руководителю подробную аналитическую записку и вооружить его важной информацией о соблюдении бюджетных параметров по штатной численности и фонду. При этом работать предстоит в команде с экономистами и специалистами по управлению персоналом. Я предлагаю региональным дирекциям, центрам применить такую методику на практике.

Ольга Исакова, ведущий инженер по организации и нормированию труда Камышловской дистанции пути:
– Однажды дорожные мастера рассказали о проблемах невыполнения нормы времени по вырезке балласта. Есть участки, где вовремя не очищенный балласт спрессовывается так, что по прочности не уступает бетону. Устранять выплеск ручным способом нецелесообразно, поскольку значительно снижается производительность труда. Так у меня возникла тема для проекта. Эта проблема актуальна для всего путевого хозяйства. Я провела исследование, сделала фотографии рабочего дня и выявила причины невыполнения норм. Полученные хронометражи послужат для разработки местной нормы времени. Будут учтены местные условия и состояние балластного слоя.

Марина Полторацкая, ведущий инженер по организации и нормированию труда Пермского центра организации работы железнодорожных станций:
– Мой проект основан на том, что именно коллективная форма организации и стимулирования труда предусматривает создание эффективной команды единомышленников. Снижение напряжённости в коллективе способствует лучшему взаимодействию между работниками. Они трудятся эффективней в команде, рационально распределяют между собой роли. Работают стабильно и не стремятся покидать компанию, в которой создан хороший психологический климат и где можно добиться лучших результатов. Я предложила систему премирования работников тех станций, где наблюдается наибольший отток персонала: Березники-Сортировочная, Заячья Горка, Осенцы, Пермь-2, Соликамск, Чусовская. В основе системы – оценка конечных результатов отдельной смены.

Алексей Стариков, ведущий инженер по организации и нормированию труда Сургутской дистанции гражданских сооружений:
– Мой проект основан на введении режима гибкого рабочего времени. При нём начало, окончание или общая продолжительность смены определяются по соглашению сторон в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Режим будет способствовать созданию более привлекательных условий труда для квалифицированных кадров из других регионов. Продолжительность их рабочего дня может быть разной, но заранее оговорённой сторонами. Сейчас наша дистанция предлагает график гибкого режима работы на Демьянском производственном участке малярам, облицовщикам-плиточникам, плотникам, электромонтёрам по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарям-сантехникам. Предлагается установить шестидневную рабочую неделю с режимом работы по 8–9 часов. Так работники не превысят месячную норму по производственному календарю, у них высвободится для себя от пяти и более выходных дней в конце месяца.
Владимир Андреев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30