20 ноября 2019 07:01
20 ноября 2019 07:01
фото: из личного архива

Сохраняя бодрость духа

Даже на заслуженном отдыхе Владимир Давыдов не теряет связи с коллегами и родным предприятием

Нашему герою 81 год, он ветеран труда, почётный железнодорожник. На протяжении почти 18 лет находился на посту заместителя председателя райпрофсожа Чусовского отделения дороги.
На его долю выпала тяжелейшая судьба. Он с родными жил в Брянской области, и когда началась Великая Отечественная война, семья оказалась на оккупированной территории. Отец ушёл на фронт, мама Вера Васильевна осталась одна с тремя сыновьями: самому старшему не было и шести лет, Володе исполнилось четыре, а самому младшему – полтора года. Однажды, когда немцы вели бой с партизанами, Владимир испугался и убежал с товарищем в лес. Там и переночевали. Утром вышли к какой-то деревне. Местная сердобольная женщина, увидев, что мальчишка идёт босиком, дала ему старые калоши. Чтобы не спадали, подвязала их верёвками. А вскоре и Вере Васильевне с детьми пришлось покинуть свой дом. В одном из населённых пунктов, куда они пришли в надежде, что кто-нибудь их приютит, случайно увидела потерявшегося сына. Конечно же, обрадовалась: вместе было уже легче выживать. Но ситуация усложнилась: в результате несчастного случая мальчик потерял на правой руке два пальца. Почти полгода его мучила боль. И всё же он помогал матери по хозяйству.
Однажды их семью чуть не угнали на работы в Германию. Когда их вели к станции, полицай, конвоировавший колонну на сортировочный пункт, хотел застрелить нашего героя. Из-за того, что мальчишка не отдавал почти новую отцовскую фуражку-восьмиклинку.
В дальние края
Уже после войны в их деревню приехал с Урала вербовщик: он набирал молодёжь для строительства железнодорожной инфраструктуры. Владимир вместе с другом решились на дальнюю поездку. Маме тяжело было отпускать его далеко от себя, но в конце концов рассудила: «Может, тебе повезёт, посмотришь страну, встретишь добрых людей, найдёшь хорошую работу». Но уехать так просто не получилось. В сельсовете им отказались оформлять документы, паспорта. Сказали, что своих работников на селе не хватает.
– Тогда мы пошли в райком партии, сказали, что хотим учиться на строителей, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, – вспоминает наш герой. – И там распорядились выдать документы.
Но ребят ждало ещё одно разочарование: медицинская комиссия не пропустила Владимира из-за его увечья, а его товарища забраковали по зрению. Другие бы на их месте отчаялись, но они решили, что «дети войны» так просто не сдаются. И схитрили: прямо перед отправкой поезда, когда шла перекличка, незаметно перебежали в ту группу, которая приготовилась к посадке в вагон. Вербовщик снова пересчитывал парней уже в поезде. Обнаружил двух лишних, когда состав уже ехал. Махнул на них рукой: «Приедем на место – с вами разберутся». И не выдал им сухой паёк, как другим. В пути ребята делились с ними хлебом. На вокзале в Свердловске их группа уехала на учёбу, а Володя с товарищем остались. Переночевали под шум проходящих поездов. Через сутки уехали с другой бригадой на рабочие курсы в Нижний Тагил. Сопровождающему сказали, что документы доставят отдельно.
– В Нижнем Тагиле нас направили на станцию Смычка, – рассказывает наш собеседник. – Там на базе железнодорожной школы № 61 организовали ФЗО – фабрично-заводское обучение. Готовили плотников, штукатуров, каменщиков, электриков. Нам с товарищем всё-таки оформили документы: кадровики подобрали соответствующий приказ по трудовой мобилизации, и мы стали полноправными учащимися. Хотели осваивать профессию электрика, но там уже не было мест. Оставались вакансии у плотников, пришлось согласиться.
Как в родной семье
В ноябре 1954 года началась учёба. От природы доброжелательный Владимир чувствовал, что в школе будто оказался в родной семье. Хорошо сходился с окружающими, проявил организаторский талант. Его назначили физоргом, профгруппоргом. А товарища выбрали старостой.
– С той поры и занимаюсь профсоюзным направлением, – с улыбкой говорит ветеран. – Организовывал разные спортивные и трудовые соревнования, отвечал за режим обучающихся, знал, какие проблемы есть у каждого в своей группе почти из 40 человек. Если требовалось, шёл к руководству ФЗО отстаивать интересы ребят.
Через полгода молодого плотника четвёртого разряда распределили на работу. В мае 1955 года он оформился в Чусовскую дистанцию гражданских сооружений (НГЧ). В первый же отпуск Владимир съездил на родину, к маме. Она очень обрадовалась, что у сына всё налаживается в жизни. Вернувшись в дистанцию, он с удвоенной энергией взялся за работу. С Чусовской дистанцией надолго связал свою судьбу. Ещё когда жил в общежитии, познакомился с будущей супругой Галиной Сергеевной. В 1960 году у них родился сын, в 1969-м – дочь. Сын Вячеслав впоследствии поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта в Свердловске. Окончив, устроился в вагонное депо Чусовское приёмщиком вагонов.
Владимир Александрович прошёл большой трудовой путь: работал плотником, одновременно учился в вечерней школе, затем стал смотрителем зданий, окончил курсы мастеров в Елецке, поступил в вечерний техникум, который окончил в 1967 году по специальности «техник-строитель». Мастер, прораб, старший прораб, старший инженер – таким был его профессиональный рост. И всегда у него была постоянная общественная нагрузка: председатель ревизионной комиссии, редактор стенгазеты, профгруппорг. Чусовская НГЧ обслуживала направления от Соликамска до Чусового, штат работающих превышал 600 человек. Когда наш герой находился на посту заместителя начальника дистанции, ему предложили перейти в райпрофсож Чусовского отделения дороги. Когда начальником отделения стал Виктор Наумкин, на него и на профсоюз, председателей «первичек» выпало жить и работать в трудное для страны перестроечное время. По сути, речь шла о выживании коллективов. Приходилось решать большой спектр вопросов: от поставки стройматериалов до обеспечения продовольствием. Благодаря усилиям райпрофсожа, его «первичек» удалось снизить напряжение в трудовых коллективах. Проводились бартерные операции со строительными материалами, продуктами. Было организовано семь коллективных садов: на выделенных участках люди могли выращивать для своих семей картошку, лук.
Умение договариваться и убеждать
Самым ярким и успешным направлением на своём профсоюзном посту Владимир Давыдов считает организацию детских оздоровительных кампаний.
– Мы понимали, что любой работник нашего предприятия будет трудиться с большей отдачей, если знает, что профсоюз проявляет искреннюю заботу о семьях железнодорожников, – рассуждает профсоюзный лидер. – В то же время делать это стоило большого труда. Сложно было набирать кадры на лето для пионерлагеря. Многие руководители подразделений не хотели отпускать в сезон своих сотрудников, которые работали в столовых. Со всеми нужно было договариваться, убеждать. Ездил в Пермский институт железнодорожного транспорта, говорил со студентами, руководством вуза об организации отряда вожатых.
За свой труд Владимир Александрович награждён многочисленными благодарственными письмами, грамотами ФНПР. К 80-летнему юбилею ветеранская организация региона наградила его путёвкой в Пермский профилакторий. А недавно наш герой ездил вместе с другими членами профактива на ветеранский слёт на базу «Путеец». Участвовал во всех мероприятиях, в том числе спортивных. Его бодрости духа могут позавидовать и более молодые коллеги.
В семье он стал примером для подражания. Внук Алексей Поликарпов – освобождённый бригадир на участке текущего ремонта и технического обслуживания тепловозов станции Чусовская в сервисном локомотивном депо Чусовой, имеет седьмой разряд. Внучка Елена Первушина работает в эксплуатационном локомотивном депо Чусовское техником по расшифровке параметров движения локомотивов.
– Нас у дедушки три внучки и один внук, – рассказывает Елена Вячеславовна. – Подростками мы вместе с ним гуляли в лесу, он напоминал ему о Брянщине. Дед рассказывал, как мальчишкой скрывался от немцев и полицаев. Вспоминал о послевоенном времени. О том, что на его жизненном пути чаще встречались добрые и отзывчивые люди, готовые бескорыстно прийти на помощь тем, кто оказался в беде. А в своей работе на железной дороге он всегда ценил в людях честность, трудолюбие, ответственный подход к порученному делу. А ещё наш дедушка ведёт здоровый образ жизни. Старается держать себя в отличной физической форме, несмотря на свои годы.
Владимир Андреев

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30