17 февраля 2020 22:33

17 февраля 2020 22:33

Специальный проект 'Под знаком качества'

Аспекты менеджмента качества

Техническая библиотека продолжает знакомить читателей с литературой по созданию и совершенствованию эффективных производственных систем контроля качества процессов, продукции и услуг.
Журнал «Методы менеджмента качества (ММК)» – эффективный прикладной инструмент, издание для практикующих специалистов по управлению качеством и аудиту, основанное в 1969 году.
За время существования журнала на его страницах широко была представлена информация по проблемам качества, системному подходу к их решению, по надёжности и безопасности продукции. В настоящее время большое внимание уделяется публикациям по инновационным технологиям управления качеством, взаимосвязи качества и конкурентоспособности продукции в системе эффективного промышленного производства. Основная тематика материалов:
• эффективные практики разработки, внедрения и развития производственных систем;
• разъяснение положений стандартов серии ISO 9000 и других стандартов на системы менеджмента;
• материалы по самостоятельной разработке и развёртыванию систем управления производством;
• практика описания и моделирования бизнес-процессов организации;
• методы управления рисками;
• внедрение современных технологий управления и новейших инструментов управления качеством;
• «Урок на одном листе»: цель, суть, план действий, результат, достоинства и недостатки того или иного метода;
• теория и практика применения статистических методов управления процессами;
• коллизии аудита систем менеджмента на соответствие требованиям международных стандартов.
Используя материалы, опубликованные в журнале, можно выбрать и применить на практике инструменты качества, которые помогут совершенствовать деятельность любого предприятия (организации).
Публикации из последних выпусков издания подскажут пути выхода из сложных ситуаций, во многом обусловленных пренебрежением к достижениям менеджмента качества.
Качество продукции и услуг организации, а значит, и её конкурентоспособность зависят от качества работы поставщиков. В современных условиях наличие у поставщиков сертификатов соответствия систем менеджмента требованиям международных стандартов не даёт потребителям гарантию соблюдения данных требований на практике. Поэтому они вынуждены проверять своих поставщиков. Так, в статье «Обеспечение качества покупной продукции на основе аудита поставщиков» (ММК № 7,8) представлены результаты практического применения методики процесса оценки поставщиков, разработанной в Госкорпорации «Росатом».
Контроль качества продукции связан с некоторой неопределённостью, вызванной погрешностью измерений и ошибками выборки. Поэтому его результаты носят вероятностный (рисковый) характер, что требует выявления рисков и установления их допустимого уровня. Для этого необходимо знание соответствующих допусков, которые в нормативно-правовых актах обычно не установлены, из-за чего система оценки соответствия остаётся «безрисковой». Авторы публикации «Методы риск-менеджмента в обеспечении контроля качества продукции» (ММК № 7) для выхода из ситуации предлагают применение методов статистического оценивания всеми сторонами, заинтересованными в повышении качества продукции.
Игнорирование институционального подхода в управлении качеством приводит к системным ошибкам: дефекты системы несопоставимо дороже дефектов продукции, а дефекты мышления – дороже дефектов системы, об этом свидетельствует не только опыт советской госприёмки, но и практика построения системы менеджмента качества в современной России. В материале «Принцип распределения приоритетов: институциональный подход к управлению качеством» (ММК № 7) автор концепции ПРП предлагает по-новому осмыслить многие аспекты менеджмента качества, а также рассказывает о реализации данной концепции в национальных и международных стандартах, разработанных специалистами Центра «Приоритет».
Необходимость повышения качества готовой продукции требует совершенствования методов выборочного контроля изделий серийного производства в направлении повышения эффективности испытаний и обоснованного расхода затрат на них. В связи с этим особый практический интерес представляет статья «Выборочный контроль качества изделий серийного производства на основе метода статистической оценки параметров» (ММК № 8). Здесь показаны экономические критерии определения объёма испытаний с учётом ценности информации, получаемой в эксперименте.
В национальной экономике любой страны транспортная отрасль является одной из базовых. В настоящее время рынок транспортных услуг развивается особенно быстрыми темпами и является привлекательной сферой бизнеса. В то же время транспортным компаниям приходится функционировать в условиях жёсткой внутриотраслевой конкуренции. В связи с этим основным инструментом по привлечению клиентов является качество предоставляемых услуг. Авторы статьи «Оценка качества и конкурентоспособности транспортных услуг» (ММК № 8) уверены, что именно качество обеспечивает конкурентоспособность услуги и, как следствие, организации в целом.
Зачастую топ-менеджмент компании воспринимает систему менеджмента качества (СМК) прежде всего как документацию, необходимую для получения сертификата соответствия требованиям стандарта ISO 9001. И донести до высшего руководства ощутимые преимущества СМК специалистам по качеству, как правило, бывает непросто. В этом могут помочь руководящие принципы и рекомендации по реализации финансовых и экономических выгод управления качеством, сформулированные в стандарте ISO 10014:2006, о которых речь идёт в материале «Подтвердите свою значимость: ценность СМК и отдела качества для высшего руководства» (ММК № 8).
Становление системы управления качеством датируется началом прошлого века. С тех пор и до настоящего времени в её развитии можно выделить три концептуальных подхода: парадигму контроля, парадигму непрерывного совершенствования и парадигму приверженности. Как показывают исследования в этой области, в настоящее время активно формируется принципиально новый подход. В статье «Теория С: ближайшее будущее менеджмента качества» (ММК № 9) описываются характеристики этой формирующейся парадигмы, именуемой парадигмой контекста, или теорией С.
Потери, снижающие результативность и эффективность процессов, возникают в любой производственной системе, идёт ли речь о создании продукции или оказании услуг. Их выявление и устранение позволяет сохранять значительные ресурсы организациям, которые регулярно оценивают деятельность по стандартам бережливого производства и стараются следовать логике его развития. В публикации «Потери: скрытые и явные, старые и новые» (ММК № 9) предпринята попытка осмысления и ранжирования классических видов непроизводственных потерь.
Статья «Передовые зарубежные методы обеспечения качества продукции» (ММК № 9) впервые была опубликована в октябре 1991 года. Это было время поиска новых моделей хозяйствования и методов управления. Однако, как показала практика, по-настоящему ценные находки в этой области так и остались достоянием немногих представителей науки и бизнеса. А большинство предприятий сделали выбор в пользу «коротких денег» и «быстрой прибыли» в ущерб качеству. Именно это делает публикацию, дополненную комментарием автора, ещё более актуальной, чем 28 лет назад.

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29