17 ноября 2019 17:52
17 ноября 2019 17:52
фото: Никита Песоцкий

Притяжение территорий

Транспортные проекты необходимо интегрировать в идеологию масштабного развития регионов страны

Екатеринбург и Челябинск достигли плотности коммуникаций, которая достаточна для создания новой агломерации. В общей пространственной организации эти города могут стать первыми вслед за Москвой и Санкт-Петербургом в формировании центров мировой конкурентоспособности. Не последняя роль здесь отведена высокоскоростным железным дорогам.
Наталья Трунова, вице-президент Центра стратегических разработок:
– В России сегодня лишь два общепризнанно мировых города – таких, которые являются важнейшим элементом международной системы, играют ключевую роль для больших регионов, оказывают на них политическое, экономическое, культурное влияние. Безоговорочно это Москва, по отдельным отраслевым позициям – Санкт-Петербург. Именно с экономической городской повесткой и связан основной предмет работы государств, входящих в заветную пятёрку мировых держав по валовому внутреннему продукту. В США таковых 30, в Китае – 18. При этом за последние восемь лет они увеличили их количество в два раза. В Германии десяток мировых городов, в Великобритании и Индии – по восемь. У нас, увы, никакой динамики в данном процессе не наблюдается.
Стратегически важно сформировать конкурентоспособные глобальные центры. Необходимо выстроить инфраструктуру и экономику, позволяющую развить города до установленных параметров мировых центров. Конечно, это нереально без укрепления транспортной связности. Потребуется расширение самых перспективных и конкурентных секторов на рынке труда, являющихся ядрами миграционного притяжения наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.
Если мы хотим, чтобы экономика России росла и развивалась не только её сырьевая часть, но и технологичная, инновационная, тогда надо повышать плотность коммуникаций между крупнейшими центрами. Как раз для этого и продвигается идея организации агломераций. Сама по себе она не нова: ещё в семидесятых годах возникла отечественная теория опорного каркаса, которая стала базой двух последних схем расселения в РФ. Причём на том же, старом технологическом укладе – под железные дороги, сети аэропортов и так далее.
Современные, изменившиеся условия требуют иного подхода. Следует формировать единый концепт развития территорий с пониманием множества нюансов. Какие типы бизнеса будут конкурентоспособны на мировом рынке? Что нужно делать для укрепления взаимодействия между главными точками? Как должны быть распределены научные, инновационные и образовательные центры? Где встанут деловые кварталы? Как среда кампусов изменит города?
Только с этим представлением уместно начинать работать с проектами высокоскоростных магистралей (ВСМ). Они обеспечат коммуникационные и инфраструктурные связи, движение ведущих умов и представителей бизнеса.
В Москве транспортная система развивается очень динамично. Это уже сегодня многофункциональный мировой центр, в том числе по управлению финансовыми потоками. По Санкт-Петербургу всё далеко не столь очевидно. Безусловно, это центр культурно-туристический, транспортно-логистический и креативно-индустриальный, особенно в сфере IT-технологий. Однако здесь менее мощное ядро, чем Москва, и гораздо более удалённые точки. Есть ещё четыре потенциальных агломерации, где могут возникнуть абсолютно новые типы специализаций. Ими целесообразно заниматься. К таковым относится и связка Екатеринбурга и Челябинска. Вместе они могут стать центрами новых решений в сферах машиностроения, металлургии, биотехники и нефтехимии.
Помимо Екатеринбурга и Челябинска, также важно обратить внимание на Тюмень и Пермь. Они вполне вписываются в агломерационную модель. В Тюмени как раз создаётся научно-образовательный центр с перспективными, независимыми от сырьевого сектора направлениями. Пермь уже обрела такой статус. Теперь нам нужно понять, какие типы инновационной специализации коррелируют с каждой из четырёх точек пространственной организации.
В уральской агломерации приоритетом представляется сетевой кластер передовых производственных технологий (ППТ) и ядерной медицины. Такая концепция предполагает консолидацию активов. Это, например, объединение IT-парков с техническими вузами в частно-государственное образовательное учреждение, обустройство полигона коллективного пользования ППТ на базе Уральского федерального университета, формирование обширной сети точек предоставления услуг ядерной медицины и многие другие векторы развития.
Каким же образом будем обеспечиваться взаимодействие прежде всего бизнеса, которому и нужны высокоскоростные магистрали? Если мы говорим о ВСМ, то подразумевается, что время в пути между двумя центрами должно составлять один час. Так и получается совершенно иная плотность той самой необходимой коммуникации. В случае с ВСМ Екатеринбург – Челябинск и оценкой её пассажиропотока мы считаем, что на сегодня она уже достаточна. Развитие инфраструктурных связей может только увеличить этот показатель.

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31