15 октября 2019 17:12
фото: Никита Песоцкий

Природные ценности

Бережное отношение к окружающей среде становится нормой для персонала компании

Успешные экологические проекты железнодорожного транспорта могут служить образцами природоохранной деятельности для любых отраслей. Такие оценки прозвучали на стратегической сессии Первого Уральского форума «Устойчивое развитие», прошедшего в августе в Екатеринбурге.
Дискуссионная площадка была организована для укрепления взаимодействия регионов, органов власти на всех уровнях и общественных организаций. Своё место в трёхдневной повестке заняли темы: территориального планирования, поддержки фермерских хозяйств, жилого строительства, образования, науки, культуры и многие другие. В рамках круглого стола по экологии поднимались вопросы перехода на «зелёную» экономику как путь развития человечества и объединения усилий для сохранения планеты. О роли компании «Российские железные дороги» в этих процессах рассказал заместитель начальника центра охраны окружающей среды Свердловской магистрали Эдуард Рябухин. В его докладе представители экспертных кругов выделили ряд ключевых позиций.
– Коллег, например, заинтересовали сравнительные данные по объёмам негативного влияния различных видов транспорта на природу, – сообщил он. – Наибольший урон сейчас наносят автомобили, тогда как железнодорожные перевозки всегда считались и по-прежнему остаются самыми экологичными. Причём такова не только внутрироссийская, но и международная статистика.
Конечно, технические средства, которые применяются на магистралях, оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду. Полностью от этого уйти просто невозможно. Однако ещё несколько лет назад холдинг дал старт программам по минимизации количества выбросов вредных веществ. В частности, за счёт постоянного уменьшения потребления угля, мазута, дров и увеличения парка подвижного состава на электрической тяге. Направление весьма перспективное. Россия сейчас занимает второе место в мире по общей протяжённости именно электрифицированных линий. Впереди лишь Китай. Кроме того, в начале текущего года международное сообщество официально подтвердило: железные дороги нашей страны – самые энергоэффективные на планете, если учесть расход энергии на один тонно-километр грузоперевозок.
– Также мы делаем ставку на увеличение объёмов использования газа в работе, – рассказал Эдуард Рябухин. – Это происходит в процессе перехода к экологичным энергоносителям. На Свердловской магистрали, например, уже не первый год эксплуатируются газотурбовозы. Их испытания, собственно, и начались с нашего полигона. Практика показала: вредные выбросы благодаря таким локомотивам существенно снизились. У РЖД есть опытный образец и маневрового тепловоза на метане. В настоящее время продолжается работа с машиностроителями над его двигателем. Как раз со следующего года ждём серийное производство этих агрегатов. Пока на сети дорог насчитывается 6,5 тыс. тепловозов. Они будут заменяться экологичными. Кстати, уже сейчас на электротяге, без ущерба природе, работают весь Транссиб и половина БАМа.
ОАО «РЖД» всецело разделяет принципы «зелёной» экономики. Таким термином ныне обозначается хозяйственная деятельность, которая повышает благосостояние людей, обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднение природы. В числе важных инструментов её построения – система внутренних стандартов. Так, холдинг сейчас готовит ГОСТ Р «Экологические требования к объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта». Целью документа является ориентация на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, энергосбережение, рациональное потребление ресурсов, обеспечение лучших условий функционирования при максимальном качестве и количестве оказываемых услуг. На всех этапах жизненного цикла объектов инфраструктуры высокоскоростного транспорта, при их оценке, аудите будут учитываться жёсткие экологические требования. Они тоже прорабатываются.
– Компания поддерживает все крупные инициативы, которые связаны с защитой окружающей среды, экологическим образованием, просвещением, – добавил Эдуард Анатольевич. – Это естественное желание. Здесь не нужны дополнительные стимулы со стороны государства. Таковы ценности работников ОАО «РЖД».
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30