15 сентября 2019 15:10
фото: Евгений Невольниченко

Компания умеет удивлять

Интерактивный формат профориентационных экскурсий позволяет раскрыть перед детьми всё многообразие железнодорожных профессий

Около ста школьников посетили крупные предприятия узла Камышлов. Железнодорожники провели экскурсию специально для детей из летнего лагеря на базе санатория-профилактория «Талица». В этой насыщенной впечатлениями поездке к ребятам присоединился и наш корреспондент.
С восьми утра над здравницей дирекции социальной сферы гулко разносится бодрая музыка. Из главного корпуса на улицу устремляются потоки детей. Время для танцевальной зарядки. Несколько динамичных треков, в том числе корпоративный гимн «Дороги будущего», – и в путь! В автобусе как раз есть одно свободное местечко. Остальные занимают представители транспортных компаний, то есть отрядов, «Плацкарт» и «Авангард». Вместе с ними часовое турне пролетает мигом, под песни и беседы, которые увлекают даже шофёра.
– Хорошие ребята, – улыбается водитель Фёдор Каюмов. – Послушные. Радостные, все – с настроением. Видимо, интересно им, что же сейчас будет.
О программе мероприятия у мальчишек и девчонок пока лишь общие сведения. Приходится запастись терпением. Первым делом надо облачиться в сигнальные жилеты, затем прослушать обязательный инструктаж: на головку рельсов не наступать, за ограждения не заходить, всё-таки железная дорога – это объект повышенной опасности. Только теперь можно пройти на грузовой двор. Здесь в полную боевую готовность на путях приведён пожарный поезд.
– Подвижной состав у нас последнего поколения, прибыл в 2016 году, – сообщает заместитель начальника этого формирования Дмитрий Солдатов. – Он включает вагон – насосную станцию и две цистерны по шестьдесят одной тонне каждая, всегда заполненные водой. Оборудование автоматизировано и компьютеризировано. Для подъёма поезда по приказу даётся тридцать минут.
Дежурный караул в деталях имитирует процесс тушения: пробрасывает магистральные линии, подаёт воду, гасит пламя, разбирает место пожара. По легенде, обстановка сложная. Требуется помощь звена газодымозащитников. Они обучены действиям даже в непригодной для дыхания среде. В дело идёт теплоотражающий комплект-костюм, выдерживающий пекло в 800 градусов. Пожар ликвидирован. В работу тут же включаются инженеры-экологи. Елена Колганова и Ольга Задорожная берут пробы грунта, воды, воздуха, замеряют уровень шума и вибрации, анализируют данные в передвижной лаборатории.
– Понравилось, как тушили пожар, – впечатлена Алина Карпович, чья мама трудится в вагоноремонтной компании. – Даже разрешили костюмы специальные надеть. Честно говоря, когда сказали, что едем в Камышлов, подумала: будем просто ходить по вокзалу и заглядывать в разные кабинеты. А тут столько всего организовали, отнеслись по-доброму. Это очень приятно.
Впрочем, и вокзал нельзя обойти стороной. Здание 1885 года, памятник истории и культуры Свердловской области. Сейчас оно на ремонте. Поэтому начальник вокзала Андрей Ковшечников рассказывает о нём на прилегающей площади. Оригинальное архитектурное решение – фасад строгий и нарядный одновременно. С этой стороны разглядывать его вполне безопасно. Но нужно быть предельно внимательными на платформе. Правила нахождения на ней в форме игры напоминает дежурный помощник начальника вокзала Екатерина Ананичева.
Взрослые отдают должное: подростки основательно подкованы в этой теме. Пора их отпускать. Детей ожидают и в эксплуатационном локомотивном депо, где базируются современные грузовые электровозы, и в дистанции пути. Решение: поделиться на две группы. В дистанции наладчик Юрий Цикарев демонстрирует всю мощь портального крана: он поднимает рельс длиной 12 метров и весом с легковой автомобиль. В цехе ребят встречает оператор дефектоскопной тележки Александр Козлов. Показывает, как надо выполнять сплошной контроль рельсов и определять их неисправности. За день он вместе с коллегами проходит до семи километров.
– Первый раз в этом лагере – и такая экскурсия! – не скрывает восторга Артём Хаджиев, у которого мама работает инженером в управлении СвЖД. – Начало смены, приехал сюда всего три дня назад, но уже узнал много нового. С мамой поговорили по телефону, рассказал ей. Она ответила, что это круто!
Открывалась программа мероприятия пожарным поездом, завершается – восстановительным. Действо разворачивается не менее эффектное. Если на грузовом дворе специально для школьников организовали возгорание авто- и мотопокрышек, то на учебном полигоне устроили сход с пути колёсной пары крытого вагона. Прибывает аварийно-восстановительная летучка. Работники, применяя лишь средства малой механизации и гидравлическое оборудование, должны вернуть подвижной состав в привычную колею. И под руководством мастера Александра Черемисина им удаётся сделать это в считаные минуты.
– Самое зрелищное, конечно, пожарный и восстановительный поезда, – вспоминает особенно яркие эпизоды вожатый отряда «Безбилетники» Никита Орлов. – Всё они делают строго по регламенту, который обязаны соблюдать. Детям точно понравилось, не зря же фотографировали, снимали на телефоны. «РЖД» умеет удивлять! Я сам из Челябинска. В талицком лагере уже второй раз. Впервые приехал пять лет назад. Предложили поработать, когда учился в институте. Всё устроило, и вот я снова тут. Перспективный лагерь. Для ребят созданы благоприятные условия проживания, питания. И ещё такие поездки!
Кажется, под занавес экскурсии ребята подустали. Объём информации и в самом деле большой. Впечатлений – явно не меньше. В автобусе достают смартфоны, листают фото, пересматривают видео. Значит, увиденное на предприятиях Камышловского узла зацепило.
– Мы провели мероприятие для детей от двенадцати до пятнадцати лет, – подводит итог первый заместитель начальника дирекции социальной сферы Михаил Желнин. – Это как раз тот возраст, когда они уже задумываются: кем стать в жизни? И мы показали, насколько обширен перечень специальностей на железной дороге. Он не ограничивается проводниками или машинистами. Нам требуются пожарные, экологи, путейцы, диспетчеры, другие работники. Практика ознакомления с железнодорожными профессиями тех школьников, которые отдыхают в наших лагерях, будет продолжена. Задействуем смены в Талице, Ишиме. А вместо Камышлова рассматриваем возможность выезда на полигон станции Еланский, чтобы увидеть оперативную работу пожарного и восстановительного поездов дороги при ликвидации чрезвычайной ситуации.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31