25 августа 2019 16:12
фото: из личного архива

Покорение Дипкуна

Бывшему старшему электромеханику района электроснабжения станции Кунгур Геннадию Цаплину (на фото) довелось быть свидетелем одного и участником другого исторического события, ставших символами эпохи: запуска «Лунохода-2» и строительства Байкало-Амурской магистрали.
На выбор его профессии повлияла мама Евгения Андреевна. В Кунгуре она работала нарядчиком – нормировщиком труда локомотивного депо.
После окончания десятилетки Геннадий устроился в депо, готовился стать машинистом. Скоро пришла повестка из военкомата: его направили служить в Казахстан. Здесь он впервые увидел грандиозный стартовый комплекс – космодром Байконур. Находясь в боевом расчёте, наблюдал, как запускались космические корабли – в частности, ракета-носитель, доставившая «Луноход-2» на спутник Земли.
После демобилизации он вернулся в депо. Руководство направило его в Уральский электромеханический институт инженеров транспорта учиться по специальности «электроснабжение на железнодорожном транспорте (электротяговое хозяйство)». Здесь действовала военная кафедра, и по окончании вуза в 1978 году одновременно с вручением диплома ему присвоили звание лейтенанта. Выпускники вуза с погонами получали от ­военкомата направления в железнодорожные войска, в том числе и на БАМ. После трёх недель побывки у родителей в Кунгуре Геннадий взял билет на поезд до станции Сковородино.
– Поздним вечером прибыли на станцию, – вспоминает ветеран. – Нашу группу встретил старшина милиции, проверил документы: кто угодно на стройку попасть не мог. Нужна была или комсомольская путёвка, или направление от военкомата, как у меня. После ночёвки на вокзале утренним автобусом уехали в Тынду. Там за нами прислали машину, и мы тряслись в её кузове ещё часа полтора по автодублёру БАМа, прежде чем прибыли на место назначения.
В посёлке Маревый стоял полк военных мостостроителей. Казармы располагались в щитовых финских домиках, отапливаемых от котельной. Само название посёлка означало «низкая, заболоченная местность». Отсюда рота Геннадия Цаплина в составе отдельного мостового полка вела нитку до посёлка Дипкун – укладывали рельсошпальную решётку. Сотни километров сложной местности с участками вечной мерзлоты. Да и в самом посёлке пятиэтажки стояли на 25-метровых сваях. Все бойцы имели строительные специальности – бульдозеристы, компрессорщики, водители большегрузов. Трудились чуть ли не круглые сутки, при свете фар, под рёв «Магирусов», КамАЗов. Приходилось нелегко.
– Там я впервые узнал, что такое по-настоящему низкие температуры, когда зимой столбик термометра опускается ниже минус 50 градусов, – вспоминает наш герой. – Конечно, в таких погодных условиях работа прекращалась.
Строители в погонах не забывали и о военно-политической подготовке. Начальник политотдела и замполит роты следили за тем, чтобы воинский дух строителей не ослабевал. Утренние и вечерние поверки, боевая подготовка – всё как в обычной армейской службе.
Осенью 1979 года завершился важнейший этап строительства и состоялся митинг военных железнодорожников. Мероприятие закончилось, наступили трудовые будни – путь на Ургал. Мостостроителям предстояло пересечь многочисленные речки, ручьи. Все их названия и не упомнить: Олонгро, Десс, Брянта, Утугай… Бойцы были настроены решительно. Их не пугали сотни и сотни километров труднопроходимых участков тайги, болотистой местности, полноводная река Бурея. Каждый из них приобрёл уникальный опыт строительства капитальных и временных искусственных сооружений в условиях низких температур и вечной мерзлоты.
Когда восточный участок магистрали приняли к эксплуатации, это событие стало днём трудовой славы воинов-железнодорожников. Перед отправкой домой старшему лейтенанту Геннадию Цаплину за самоотверженный труд на стройке века вручили именные часы. Другую награду – медаль за строительство БАМа – наш герой получил уже в 1984 году. На вопрос, что дали ему работа и служба на Байкало-Амурской магистрали, ветеран отвечает, что это была необходимая закалка, которая помогала успешно выполнять производственные задачи в дальнейшей трудовой деятельности.
После возвращения домой он вернулся на работу в локомотивное депо, где отработал почти 18 лет – сначала помощником, а затем и машинистом электровоза. Потом 12 лет трудился электромехаником района электроснабжения станции Кунгур, вплоть до выхода на заслуженный отдых. Общий стаж Геннадия Анатольевича на железной дороге превышает 35 лет.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31