13 декабря 2019 03:56

13 декабря 2019 03:56

фото: Никита Песоцкий

В поиске золотой середины

Сокращение резерва времени, заложенного в график движения грузовых составов, повышает их ходовую скорость. В этом удостоверились учёные Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС).
Сроки доставки грузов в большей степени определяются условиями пропуска поездов, нежели технической скоростью движения. К такому выводу пришли исследователи из вуза, основываясь на статистике 2018 года. За этот период в среднем по сети участковая скорость составила 41 км/ч, а техническая – 46,8.
– Известно, что на деятельности железных дорог отражается множество дестабилизирующих факторов, – отметил к. т. н, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой» УрГУПС Виталий Колокольников. – Уменьшить их воздействие и обеспечить точное прибытие поездов на станцию помогают резервы времени, заложенные в графики движения поездов (ГДП). Они могут быть как излишними, так и недостаточными. Но в обоих случаях ухудшается пропускная способность участков. Значит, возникают экономические потери.
Излишние резервы ухудшают показатели использования станционных путей, вагонов, тяговых ресурсов и локомотивных бригад. Недостаточные же могут вызывать конфликтные ситуации при занятых перегонах, нарушения в технологических процессах предприятий, значительные вторичные задержки.
– Для определения потерь времени хода и величины снижения средних скоростей из-за ограничений были проведены тягово-энергетические расчёты движения грузовых поездов на главном ходу Свердловской железной дороги, – сообщила магистрант кафедры «Станции, узлы и грузовая работа» УрГУПС Татьяна Тунева. – Оказалось, что на участке Называевская – Войновка в ГДП предусмотрены относительно малые резервы. Это объясняется, скорее всего, равнинным профилем и небольшим количеством поездов – достаточно легко поддерживать графиковую дисциплину. Наибольшие же резервы – на участке Екатеринбург – Пермь. У нас есть предположение, что здесь они избыточны.
При таких чрезмерных резервах вместо дорогостоящих мероприятий по увеличению скоростей на отдельных участках достаточно лишь пересмотреть времена хода поездов. Для оценки эффективности этого решения сотрудники университета выполнили экспериментальные исследования на имитационной модели полигона. В частности, при моделировании доказано, что сокращение резервов, заложенных в ГДП, позволяет увеличить плотность потока поездов.
– Вместе с тем в зависимости от участков эффекты могут отличаться, – добавил Виталий Колокольников. – Например, на направлении Екатеринбург – Шаля – Пермь при увеличении технической скорости растёт участковая. Но возможны и обратные примеры. Есть такие перегоны и направления, где при повышении ходовой скорости участковая растёт несущественно или остаётся на прежнем уровне. Это влияние ритма работы технических станций – порой он препятствует более быстрому прибытию поездов. Получается, увеличение ходовой скорости может привести к отрицательному результату. Это зависит от конкретной ситуации и должно учитываться при построении ГДП. Однако в целом по магистрали маршрутная скорость повышается. Это свидетельство улучшения графика движения поездов и сокращения сроков доставки грузов.
Евгений Невольниченко

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31