20 июля 2019 12:45
фото: Никита Песоцкий

Состязание интеллектов

Совершенствуя знания, конкурсанты повышают культуру производства, обеспечивают безопасность работ

В Екатеринбурге с 18 по 20 июня прошёл дорожный этап традиционной сетевой Викторины на знание Правил технической эксплуатации железных дорог РФ. Нынешнее мероприятие – рекордное для Свердловской магистрали по числу участников: 221 представитель филиалов отрасли, дирекций.
В этом году интеллектуальное соревнование было организовано в двух форматах: традиционном и «пилотном». Особенность второго – в его интерактивной подаче с применением технологии «Навигатора безопасности ОАО «РЖД». Набравшие максимальное количество баллов в региональном этапе завоевали путёвку в столицу Среднего Урала. Дорожный этап проходил во Дворце культуры железнодорожников на станции Екатеринбург-Пассажирский. Перед началом мероприятия конкурсанты с интересом осматривали выставку «Они уже победители», на которой представлены знатоки и эксперты ПТЭ от каждой дирекции – победители прошлых конкурсов. Пройдёт совсем немного времени, и по результатам нынешней викторины выставка пополнится новыми именами.
В концертном зале конкурсантов и сопровождавших их руководителей приветствовали начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников, главный ревизор по безопасности движения поездов Андрей Кравчук, заместитель председателя дорпрофжела на СвЖД Игорь Южаков. Как отметил Иван Николаевич, от уровня знания ПТЭ зависит культура безопасности в каждом подразделении, престиж профессии железнодорожника, поддержание репутации ОАО «РЖД» как надёжного бизнес-партнёра. В числе критериев оценки качества предоставляемых услуг клиенты дороги ставят на первое место именно обеспечение безопасности. В связи с этим важно, что конкурсанты из года в год демонстрируют высокий уровень теоретических знаний, умение выходить из нештатных ситуаций, работать в команде. Наряду с опытными работниками в конкурсе участвовали и воспитанники детских железных дорог, студенты УрГУПС, КЖТ.
Андрей Кравчук обратил внимание на то, что конкурс, методики его проведения совершенствуются, и в этом заслуга оргкомитета. Предлагаемые вопросы, задания отражают те явления, которые характеризуют современные тенденции в развитии железных дорог. На смену классическим принципам организации производства с их невысокой степенью автоматизации приходит цифровая трансформация. Широко задействуются интернет-технологии. Так, в этот раз за ходом викторины можно было следить по её трансляции в сети Интранет на все регионы дороги. Благодаря этому коллеги, родственники и друзья конкурсантов могли болеть за своих.
– В этом году организаторы предложили новую программу проверки теоретических знаний ПТЭ, – подчеркнул Андрей Анатольевич. – Основа осталась прежней, но подход, уровень и подача вопросов изменились. Впервые проводится игра «Логическая цепочка». За успешное выступление в ней жюри присуждает наибольшее количество баллов. Отмечу также, что отдельные задания содержали некоторые провокационные элементы: если внимательный участник выявлял их, то получал дополнительные баллы.
В составе жюри – ревизоры по безопасности движения поездов в различных хозяйствах, руководители структурных подразделений, филиалов, действующих на полигоне СвЖД. Они оценивали как командные достижения (например, в «Визитной карточке» и конкурсе капитанов, создании корпоративной газеты), так и результаты личного первенства. Перед ними стояла нелёгкая задача – выявить лучших в семнадцати номинациях, отражающих спектр и специализацию профессий на СвЖД. В частности, «Управление движением и хозяйство перевозок», «Локомотивное хозяйство», «Пассажирские обустройства и железнодорожные вокзалы».
Один из самых напряжённых элементов личного первенства на викторине – «Конкурс карточек». Требовалось быстро выбрать и показать жюри одну из трёх карточек с номером правильного ответа. Стоило ошибиться конкурсанту, и он, ранее находившийся в лидерах, выбывал. Непросто пришлось даже опытному машинисту-инструктору эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный Николаю Хабибулину. В итоге он дал правильные ответы, но изрядно поволновался.
– Я участвовал в конкурсе в прошлом году и могу сказать, что эта викторина отличается намного большим драйвом, количеством адреналина, – считает Николай Николаевич. – Главное – организаторы сформировали из участников смешанные команды, где каждый игрок уже не столько представлял свою дирекцию, сколько дорогу в целом. Повысилась ответственность за общее дело.
В самой сложной игре – «Логическая цепочка» – лучшей оказалась команда «Пара поколений». По мнению её куратора – машиниста тепловоза Свердловской ДЖД Сергея Мельникова, игра напоминала ребус с карточками, на которых были изображены объекты инфраструктуры – семафоры, стрелки, пути.
– У нас в составе была как молодёжь – «южики», студенты УрГУПС, КЖТ, так и преподаватели из подразделений Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций, – рассказал Сергей Николаевич. – Такое сочетание позволило представителям разных поколений быстрее решить задачу. Сложность была в том, что участники не имели права показывать друг другу свои карточки, а только устно описывали, что на них изображено. Постепенно конкурсанты выяснили, что выстроенные в цепочку пиктограммы представляют формулировку понятия «железнодорожная станция». В результате мозгового штурма команда «Пара поколений» успешнее других справилась с заданием и положила в свою копилку максимальные 650 баллов. В итоге у неё третье место. Интересно, что к ней на «Логической цепочке» смогли максимально приблизиться только четыре команды из двенадцати. Они набрали по 600 баллов.
В финале дорожного этапа конкурса определились семнадцать победителей – по числу номинаций. Лидерам предстоит ответственная и почётная задача – защищать честь Свердловской магистрали на сетевом уровне ПТЭ в финале, который состоится в Волгограде осенью.
В завершение конкурса начальник Дорожного центра профессионального отбора кадров Марина Гнатив предложила участникам ответить на вопросы специальной анкеты. Такая обратная связь поможет сформировать программу следующего конкурса, сделать его ещё более интересным и разнообразным.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30