23 августа 2019 03:04
фото: Никита Песоцкий

У природы есть свои защитники

Экологические мероприятия охватывают все регионы магистрали, категории работников дороги и населения

Для людей, неравнодушных к проблемам природы, нет даты важнее, чем 5 июня. Это Всемирный день окружающей среды. Он же с 2007 года стал профессиональным праздником российских экологов, в том числе и специалистов Центра охраны окружающей среды СвЖД. Мы беседуем с и. о. начальника центра Эдуардом Рябухиным.
– Эдуард Анатольевич, на чём сейчас базируется работа специалистов вашего подразделения?
– В России провозглашено несколько приоритетных национальных проектов. Один из них целиком касается экологии – в нём порядка десяти направлений. Да, напрямую он не затрагивает железнодорожный транспорт, доля которого по всем объектам загрязнения не превышает и одного процента. Однако же в ОАО «РЖД» действует собственная «Экологическая стратегия до 2030 года». В ней учтены положения нацпроекта. Главные из них – сокращение выбросов в атмосферу от стационарных источников, сбросов недостаточно очищенных сточных вод, увеличение объёма отходов, вовлечённых во вторичный оборот. Как уже писала ваша газета, в минувшем году мы выполнили все показатели – и теперь поставили перед собой новые цели по их дальнейшему улучшению.
Осуществляются раздельный сбор мусора, его передача на утилизацию, ликвидация объектов накопленного экологического ущерба и загрязнений. В предыдущем году отработали по четырём из них, осталось ещё одиннадцать.
Проходят просветительские мероприятия, и не только для сотрудников магистрали. Мы организовываем акции по ознакомлению пассажиров с особо охраняемыми природными территориями – их на дороге восемь. Обязательно в наших планах значатся всевозможные акции для детсадовцев, школьников.
Железнодорожники регулярно участвуют и в озеленении территорий. В 2018 году высадили более 60 тысяч деревьев и кустарников, в текущем к ним добавятся ещё порядка 37 тысяч – ели, сосны и другие растения. Озеленение, что важно, ведётся не только на площадях ведомственных подразделений или рядом с ними. Волонтёры трудятся на делянках, в местах пожарищ, вырубок.
– Каким регионам магистрали экологи сегодня уделяют особое внимание?
– Всем пяти. В равной степени. Неблагополучных среди них нет. Скорее надо говорить о концентрации подразделений. Очевидно, что в Екатеринбургском, Пермском и Нижнетагильском регионах дороги исторически гораздо больше источников загрязнения, чем в Тюменском или Сургутском. Но мы отчётливо понимаем: даже при этом нельзя обходить их стороной, снижать требования.
Мы видим свою задачу как раз в поступательном уменьшении влияния на окружающую среду. Экологи дороги обязаны контролировать соблюдение технологических режимов. Почему это важно? Если соблюдается технология, то никакие происшествия и ситуации, связанные с превышением воздействия на окружающую среду, не возникнут. Мониторинг выполняется посредством внутренних аудитов, комплексных проверок, анализов и замеров. Результаты этой работы за минувший год также публиковались в газете – повторяться не будем. На новый период намечены 31 проверка, 6 аудитов, 13 841 анализ.
Экологические лаборатории СвЖД оснащены не хуже, чем у сторонних организаций или надзорных органов. Контролируем более ста показателей во всех средах – это природная и сточная воды, промышленные выбросы, почвы и так далее. В нынешнем году на дорогу поступит новая лаборатория на базе автомобиля и ещё шесть единиц оборудования для проведения мониторинга.
– Нужно реагировать на ужесточение законов в сфере защиты природы?
– Формулировка не совсем правильная. Они не ужесточаются, а приводятся к требованиям времени. Это такой ответ на состояние окружающей среды: есть необходимость в её сохранении и уменьшении негативного влияния. Всё ведь возвращается нам, жителям планеты Земля, и отражается на нашем здоровье. Мы, экологи, это понимаем, знаем свою работу и видим её результативность.
– Чувствуется, что равнодушным к природе людям в этом деле не место.
– На магистрали сейчас выстроена правильная структура, мы её формировали на протяжении шести лет. В каждом регионе есть секторы охраны природы и лаборатории. По сути, это подобие сети государственных надзорных органов.
Штат центра – сорок человек, не очень много, но коллектив достаточно мобильный. У каждого здесь – профильное, экологическое образование. Или химическое – у тех, кто трудится в лаборатории. Персонал довольно молод – средний возраст 39 лет. Сотрудники перспективные. И действительно есть желание работать.
Квалификацию коллег подтверждают факты умелой защиты интересов компании от неправомерного предъявления ущербов и штрафных санкций. В 2018 году удалось оспорить иск на 19 миллионов рублей – серьёзные деньги. Ранее подобные суммы предъявлялись только по Верх-Исетскому пруду. Нас вообще регулярно пытаются поймать на случаях его загрязнения. И мы всегда доказываем – не словами, а протоколами исследований, – что негативное воздействие оказывают другие пользователи, вовсе не дорога.
Сотрудники центра даже разрабатывают проектную документацию для подразделений Свердловской железной дороги по выбросам, отходам, сбросам и санитарно-защитным зонам – и она проходит согласование в надзорных органах с первого же раза.
– Эдуард Анатольевич, будете ли чествовать коллег в праздничный день?
– Да, безусловно. По традиции к Дню эколога представляем кандидатуры для поощрения от генерального директора ОАО «РЖД» и начальника дороги. На этот раз выдвинули шесть особо отличившихся работников. Они принимали участие, например, в подтверждении аккредитации и расширении её области. Это кропотливый труд и своеобразный отчёт перед государственными органами.
По случаю праздника стараемся собрать в Екатеринбурге специалистов из всех регионов. Проводим награждение и производственное совещание. На нём определяем важнейшие направления деятельности, знакомимся с новыми документами, делимся опытом, ставим себе цели, которые нам надо достичь. Есть желание быть одними из первых на сети дорог как по качеству работы, так и по снижению показателей негативного воздействия на природу.
Беседовал Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30