24 мая 2019 06:07
фото: Евгений Невольниченко

Лабораторная работа

Уникальная учебная площадка повысит качество профподготовки кадров для сети железных дорог

В Уральском государственном университете путей сообщения откроется единый комплекс по изучению процессов электроснабжения транспорта. В его структуру войдут две уже функционирующие сегодня лаборатории.
Новая площадка формируется при кафедре «Электроснабжение транспорта». Она является одной из передовых в стране и, кстати, старейшей в самом вузе – в феврале ей исполнилось 60 лет. Высокий уровень в подготовке студентов задают опытные сотрудники и развивающаяся материально-техническая база. Образовательные программы корректируются под современные потребности заказчиков – основным из них остаётся ОАО «Российские железные дороги».
– С нового учебного года все университеты будут вести приём абитуриентов согласно профессиональным стандартам, – рассказал заведующий кафедрой «Электроснабжение транспорта» Алексей Ковалёв. – Мы должны готовить студентов под конкретные трудовые функции. У нас три важных направления: обслуживание контактной сети, деятельность тяговых подстанций и диспетчеризация. Материальную базу под них отчасти укрепляем своими руками, благо в университете есть ресурсы и специалисты, которые выполняют работу по качеству не хуже, чем сторонние организации.
Так, в марте завершилось изготовление диспетчерского щита участка Койва – Тёплая гора Пермского региона Свердловской магистрали. Интерактивный макет в точности повторяет схему реальной тяговой подстанции. Сделали его дипломники и аспиранты профессора Бориса Аржанникова, в сотрудничестве с мастерами вузовской лаборатории фаблаб. Здесь есть необходимая техника, в том числе 3D-принтеры, и программное обеспечение. Уже к лету щит будет поставлен в лабораторию «Автоматизированные системы электроснабжения» и технически привязан к имеющемуся там же рабочему месту энергодиспетчера.
– Практические занятия в этом кабинете никогда не бывают скучными, – сообщила старший преподаватель кафедры Ирина Баева. – У нас изучаются особенности работы автоматики, телемеханики, диспетчеризации. Студентам нравится функциональность оснащения. Они могут выполнять ряд действий. В частности, сымитировать аварийную ситуацию, воссоздать неисправность.
Позднее диспетчерский пункт будет соединён с соседней лабораторией. В ней находится начинка тяговой подстанции, причём во всём многообразии. Это коммутационное, измерительное оборудование, трансформаторы разных модификаций, распределительные устройства, аппаратура релейной защиты, выпрямительно-инверторные агрегаты, другие приборы, системы, установки.
– Студентов всегда привлекал интерактив в образовательном процессе, – отметил заведующий лабораториями кафедры Тимофей Тарасовский. – Они не просто видят работу тяговой подстанции на плакатах, стендах или схемах. Им предоставлена возможность потрогать всё своими руками, почувствовать. Отдельные операции разрешено совершать под нагрузкой, под напряжением.
Обе лаборатории редко пустуют. Так, на специалитете диспетчеризация преподаётся с четвёртого курса. В текущем учебном году практику посещают порядка 60-ти студентов дневной формы и около 40 заочников. На бакалавриате эта дисциплина представлена с третьего курса. Знакомятся с ней примерно по 20 студентов той и другой формы обучения. Регулярно формируются группы повышения квалификации из работников отраслевых предприятий, а это ещё порядка 60 человек. Очевидно, что объединённые в интерактивный комплекс лаборатории кафедры будут востребованы. Новая образовательная площадка должна повысить качество профподготовки кадров для сети железных дорог.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30