20 апреля 2019 09:19
фото: Владимир Андреев

БАМ стал его судьбой

Наш герой выбрал для профессионального роста самую молодую железную дорогу страны

Первый заместитель начальника Свердловской дирекции пассажирских обустройств Владимир Яковлев в 80-е годы работал на Байкало-Амурской магистрали: в Тынде он начинал свой трудовой путь в должности инженера-эксплуатационника.
Желание осуществилось
Ещё при поступлении в Харьковский институт инженеров транспорта в 1974 году братья-близнецы Владимир и Виктор Яковлевы решили: получим диплом – поедем на самую молодую железную дорогу страны. В июне 1979 года состоялось распределение студентов эксплуатационного факультета: молодых специалистов направили на железные дороги Урала, Сибири, Казахстана и на БАМ. Молодой инженер Владимир Яковлев отправился в Тынду со своей будущей супругой Людмилой, тоже выпускницей этого вуза. Его первая должность – помощник составителя поездов.
– Образование позволяло занять мне и более высокую должность, но я решил освоить профессию движенца на всех уровнях, – говорит он.
Это был период важнейших событий в его жизни и работе. В ноябре 1979 года они с Людмилой сыграли свадьбу, а в конце года Владимира назначили в Тындинское отделение БАМа – дежурным по станции Шахтаум. В конце апреля 1980 года его призвали в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке, в Сибирцево, вместе с братом. В сентябре 80-го он получил из дома радостную весть: родилась дочка! Демобилизовавшись в конце октября 1981 года, молодой специалист возвратился на магистраль. Как раз в январе этого же года было создано управление Байкало-Амурской железной дороги. Наш герой стал работать поездным диспетчером в отделе движения.
– Станции располагались в глухих местах, а в работе случались непредвиденные ситуации, – вспоминает он. – Участок обслуживания нашей дистанции – от Бестужево до станции Дипкун. Как-то раз вечером по станционной связи вызывает меня дежурный по станции и предупреждает, что она отправляется готовить маршрут поезда. В то время это происходило вручную, стрелки переводились механически. Освещение естественное: звёзды и луна. Коллега предупредила, что на разъезде у станции Марево ходит медведь и, если она долго не будет выходить на связь, я должен трубить тревогу. Я пытался её остановить, предложил вызвать машиниста по рации – там как раз поезд проходил, можно было принять состав до входного сигнала, что упрощало задачу. Но она упорная, всё-таки пошла. Хорошо, что всё обошлось.
Пропуск «Золотого звена»
В марте 1984 года начался важный этап в профессиональном росте Владимира. Его назначили дежурным по Тындинскому отделению дороги. А уже через полгода ему посчастливилось организовывать исторический пропуск состава с «золотым звеном». Так называется 25-метровый элемент рельсошпальной решётки цвета золота, соединяющий два встречных участка пути. Строители укладывали железнодорожное полотно: с запада на восток шла знаменитая бригада Александра Бондаря, а ему навстречу не менее титулованный коллектив Ивана Варшавского, оба – Герои Социалистического Труда.
– Руководство поставило перед нами задачу: поступивший к нам по стыку со станции Бамовская со стороны Забайкальской железной дороги поезд с «золотым звеном» мы должны пропустить ускоренно, но в соответствии с действующими нормативами, – вспоминает Владимир Михайлович. – Пропускали его наши поездные диспетчеры Наталья Журавлёва, а затем Вячеслав Лидин. Исторический состав шёл на место «золотой» сшивки по отделению временной эксплуатации до станции Хани.
В Тынде отлично отработали вагонники под руководством старшего смены Виктора Полозова, состав приняли без задержек. Затем «золотое звено» направили на Ларбу, в сторону разъезда Балбухта. Сшивка пути, укладка «золотого звена» стали настоящим праздником на БАМе. На месте стыковки установили памятный комплекс.
Оставаясь верным профессии
Когда на БАМе организовывалось движение комсомольско-молодёжных смен, одну из трёх, с местонахождением в Тынде, предложили возглавить неосвобождённому секретарю комсомольской организации Тындинского отделения Владимиру Яковлеву. И уже в 1988 году за победу в социалистическом соревновании его смене вручили переходящее Красное знамя. Счастливый комсорг принимал награду из рук первого заместителя начальника дороги Сергея Гукова.
– Большой вклад в нашу победу тогда внесли маневровый диспетчер Анатолий Козлов, дежурные по станции Валентина Рац и Анна Ардарова, старший осмотрщик вагонов Виктор Полозов, поездные диспетчеры Наталья Журавлёва и Вячеслав Лидин, – рассказывает Владимир Михайлович.
В 1988 году в Тынде действовал штаб ЦК ВЛКСМ, и его начальник Владимир Щербина стал настойчиво приглашать успешного комсорга на постоянную работу в качестве заместителя. Но тот не мыслил свою жизнь без производства и предпочёл остаться железнодорожником.
За одиннадцать лет работы в должности дежурного по Тындинскому отделению он всесторонне изучил специфику труда движенца. Это ему очень помогло, когда в октябре 1995 года его назначили главным инженером станции Тында. С тех пор было ещё много больших и важных назначений в его профессиональной карьере железнодорожника. В мае 2007 года судьба привела его на Свердловскую железную дорогу. Здесь он трудился заместителем начальника службы перевозок, первым заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов.
Кстати, Владимира ещё в первые годы работы в Тынде спросили, почему он не вернётся к себе домой, в тёплые края, на Украину. Он ответил: «БАМ – это наша судьба. Магистраль дала нам всё. Хочу ответить ей взаимностью».
Справка «УМ»
В 1986 году Владимир Яковлев отмечен знаком ЦК ВЛКСМ и Указом президиума Верховного Совета РФ медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Имеет множество наград за заслуги в развитии железнодорожного транспорта, две памятные медали Минтранса РФ – «30 лет» и «40 лет Байкало-Амурской магистрали».
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30