07 декабря 2019 07:28

07 декабря 2019 07:28

фото: Никита Песоцкий

Дорога в Сибирь

Полвека назад по новой магистрали прибыл поезд с первыми пассажирами

Утром 29 марта со станции Тюмень отправился пригородный поезд в Тобольск. В первом вагоне ветераны Свердловской железной дороги и транспортного строительства – первопроходцы этого маршрута. Впереди у них участие в праздничных мероприятиях, посвящённых 50-летию прибытия первого поезда на станцию Тобольск.
Дорогой героев
Ветеранам уже за 80, но общение в вагоне идёт оживлённо. Встретились бывшие бойцы ударной комсомольской стройки Тюмень – Тобольск – Сургут, поэтому поговорить есть о чём.
– Мы не могли не вспомнить эту памятную дату, – рассказывает председатель Фонда ветеранов транспортного строительства в Западной Сибири Анатолий Грязев. – Спасибо руководству Свердловской магистрали за поддержку нашей инициативы. И тогда, и сейчас мы всё делаем вместе. Я сам был участником событий полувековой давности. В 1966 году на разъезде Алябьева, сейчас это станция Сузгун, рубил первую просеку для будущей дороги. Опыт подобной работы имелся, так как ранее многие из нас прокладывали магистраль от Абакана до Тайшета. Порой мы даже не знали, как проходить гигантские болота, которые встречались здесь на пути. Целый день засыпали их, а к утру всё проваливалось в топь. И всё же мы это сделали! Когда пришёл первый поезд на правый берег Иртыша, мы все ликовали, даже пароходы на реке гудели! В то время от Тюмени до Тобольска можно было ехать двое-трое суток, а сегодня в комфортных вагонах и с высоким уровнем обслуживания – всего несколько часов. Надо, чтобы молодое поколение знало и не забывало, в каких условиях и как всё это создавалось.
Строитель-первопроходец Борис Ярмышев рассказывает о том, как с января 1966 года и до самой пенсии строил дорогу, по которой мы едем. С особой гордостью он говорит о том, что ровно 50 лет назад был пассажиром того самого первого поезда, который шёл медленно, потому что местами дорога качалась под ним, но ехали строители без боязни, так как были уверены в своей работе.
– Мой перевод в Тобольск нельзя было назвать повышением по службе, но по приобретению нового опыта это был бесспорный рост, – рассказывает первый начальник станции Тобольск Пётр Матвиюк. – Из Камышлова я и мои первые помощники без особых раздумий поехали. Молодые были, и всё новое – интересно. К нам в Тобольск постоянно приезжали делегации из МПС, изучали опыт, потому что многое было впервые.
Герой Социалистического Труда Виктор Молозин из 52 лет общего трудового стажа более 35 посвятил строительству железных дорог в Тюменской области, на Крайнем Севере. Начинал монтёром пути, потом руководил бригадой путейцев-первопроходцев. За годы работы вместе с бригадой проложил более 1600 километров железнодорожных путей, в том числе на участках от Сетово до Ямбурга и дальше до Обской губы. В Новом Уренгое одна из улиц названа его именем.
– Сначала моя бригада рубила просеку, – вспоминает Виктор Васильевич. – Мехколонна за нами возводила насыпь, мы укладывали железную дорогу, в частности и эту, по которой сейчас едем. Так что к сегодняшнему юбилею имею непосредственное отношение. Правда, на момент прибытия первого поезда в Тобольск мы с бригадой из 50 человек уже ушли дальше на Север. Темпы были ударные: в две смены по 12 часов укладывали по 2–3 километра за сутки. Был и рекорд – 5 километров 600 метров. Вахтовый метод мы принципиально не применяли, жили «на колёсах». У меня, например, стаж вагонной жизни – 35 лет, в основном на топях и болотах, а чувствую себя хорошо, потому что Север закаляет. Звание Героя Соцтруда получил в 1977 году за досрочную прокладку железной дороги до Сургута. Наш последний участок на Севере был на берегу Обской губы в Ямбурге. Причём звено длиной 25 метров легло так, что одна половина на земле, а другая висит над Карским морем, пришлось обрезать. Шутили потом: земля кончилась, а то бы и до Америки дошли.
На подъезде к конечной точке маршрута начальник отдела по сохранению исторического наследия дорожного центра научно-технической информации и библиотек СвЖД Светлана Одиноких напоминает участникам поездки имена знаменитостей, прославивших в разное время первую столицу Сибири.
Тобольск 50 лет спустя
На перроне железнодорожного вокзала звучит весёлая музыка. Тоболяки с флагами, шарами и транспарантами приветствуют пассажиров поезда «Императорский маршрут». К слову, вагоны этого состава приобретены перевозчиком АО «Свердловская пригородная компания» при финансовой поддержке правительства Тюменской области и уже являются узнаваемым брендом в туристической сфере Тюменского региона. Местные первопроходцы объятиями встречают своих друзей-коллег, с которыми прокладывали путь на Север. Торжественный митинг начинается.
– Сегодня очень знаменательный день, – говорит глава города Тобольска Владимир Мазур. – Благодаря вашему самоотверженному труду 50 лет назад наши колхозы, совхозы и леспромхозы получили надёжный путь, по которому сюда пришла новая жизнь. Глядя на вас, я понимаю, почему это произошло в столь сжатые сроки и с отличным качеством. Хочу поблагодарить от имени всех жителей города тех, кто принимал участие в строительстве, кто живёт этим сейчас, и особенно ветеранов за то, что они передают свой житейский и профессиональный опыт молодому поколению. Тобольск никогда не забудет ваш героический труд.
Депутат Тюменской областной думы Владимир Майер в своём приветствии подчёркивает:
– С того момента, когда в Тобольске появилась железная дорога, город перестал быть провинциальным, он стал столицей нефтехимии, потому что у нас появилась возможность строить самую мощную в мире промышленную базу. Большое спасибо ветеранам, которые прокладывали стальную магистраль. Это был великий труд.
Депутат Тобольской городской думы Светлана Журавлёва тоже поздравила всех с юбилеем исторического для города и области события.
– Уважаемые ветераны, вы дали мощный толчок развитию города, – продолжает череду выступающих заместитель главного инженера СвЖД по территориальному управлению Сергей Нех. – Сегодня Тобольск – это внеклассная станция, с которой только в прошлом году было отправлено 250 тысяч пассажиров, более чем 2,7 млн тонн грузов. В этих достижениях есть и ваш вклад. Спасибо вам, честь вам и слава, живите долго и счастливо.
Председатель Фонда ветеранов транспортного строительства в Западной Сибири Анатолий Грязев рассказывает о том, как всё начиналось, о людях-первопроходцах и желает ветеранам всех благ.
– Дорогие тоболяки, железнодорожники, строители, от 60-тысячного корпуса ветеранов Свердловской магистрали сердечно поздравляю вас с 50-летием прибытия первого поезда на станцию Тобольск, – поприветствовал участников митинга председатель совета ветеранов СвЖД Леонид Соколов.
Среди участников мероприятия – ветераны, и у каждого свои воспоминания.
– Почти тридцать лет я работала монтёром пути, – рассказывает Валентина Краева. – Сначала в составе строителей в отделении временной эксплуатации, а потом осталась в Тобольске на постоянное обслуживание пути. Работа эта нелёгкая, но коллектив у нас был дружный, помогали друг другу. Самыми тяжёлыми были кувалда да молоток. Особенно тяжко было на болотистых участках: подсыпаешь, подсыпаешь, а полотно всё равно проваливается. Хорошо, что сегодня провели такое мероприятие. Польза от него в первую очередь для нынешних работников РЖД, а особенно для молодёжи. И для ветеранов тоже хорошо: встретились, пообщались, молодость вспомнили. Приятно было слышать добрые слова о нашей работе. Спасибо организаторам.
После митинга делегаты прибыли в тобольскую школу № 20 – бывшую железнодорожную. Руководитель местного музея Людмила Казённых провела экскурсию. Затем был концерт и поездка в Тобольский кремль.
От прошлого к будущему
На обратном пути, как и в течение всей поездки, о ветеранах заботятся волонтёры.
– На сегодняшнее мероприятие мы подобрали ребят, которым нравится помогать людям, – рассказывает инструктор Тюменской детской железной дороги, председатель комитета молодёжи Тюменского региона СвЖД Катарина Тихомолова. – Сработали все на отлично, постоянно находились в гуще событий, окружали вниманием ветеранов без подсказки, будь то подача чая в вагоне пригородного поезда или помощь во время экскурсии по Тобольскому кремлю, чтобы никто не отстал. Мы сегодня пообщались с очень интересными людьми, получили от них ценные советы и для своей работы, каких в книжках не найдёшь. Это была прямая связь между поколениями. Глядя на ветеранов, на их активность, которую они проявляют, невзирая на почтенный возраст, я поняла, что нахожусь на правильном пути. Они своим позитивом заряжают. Мероприятия такие нужны и важны.
Помощник машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Войновка, член комитета молодёжи Тюменского региона СвЖД Виктор Зайцев работает на дороге с 2017 года, участвует во всех мероприятиях, когда есть свободное время. Уверен, что это ему нужно для саморазвития.
– Сегодняшнее мероприятие отличается от всех предыдущих, – с воодушевлением говорит он. – Ветераны – основа отрасли, они поднимали с колен в суровых условиях железную дорогу Севера. Если бы не они, то мы бы сейчас здесь либо не работали совсем, либо трудились совершенно в других условиях. Сегодня познакомился с такими людьми, которые вызвали чувство неподдельной гордости, они – молодцы. Мне повезло быть с ними, помогать им, набираться уникального опыта. Теперь я буду рассказывать друзьям об этих встречах, о сегодняшнем мероприятии в целом, от которого нахожусь в полном восторге.
Комплимент
На подъезде к Тюмени в центр вагона выходит заместитель начальника отдела по работе с органами власти СвЖД Роман Сафиуллин и обращается со словами благодарности к ветеранам-первопроходцам за их титанический труд и активное участие в сегодняшнем мероприятии. Затем он призывает всех выразить признательность работникам Свердловской пригородной компании, волонтёрам за комфортное времяпрепровождение в пути и отличную работу, а руководству и совету ветеранов СвЖД, а также администрации города Тобольска – за организацию юбилейных торжеств в целом. Призыв поддерживается бурными и продолжительными аплодисментами. В ответ ветераны говорят огромное спасибо Роману Равильевичу как представителю организаторов за проведённое мероприятие и подтверждают свою готовность принимать ещё более активное участие во всех делах дороги и впредь.
Геннадий Горда

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30