22 апреля 2019 11:26
фото: из архива СвЖД

Вперёд – на Север!

Строительство железной дороги было признано единственно возможным эффективным решением транспортных проблем, связанных с освоением центральной части Западной Сибири

Пятьдесят лет назад было завершено строительство последнего пролёта железнодорожного моста через реку Иртыш. А 29 марта 1969 года в Тобольск из Тюмени по новой магистрали прибыл пассажирский поезд с первыми пассажирами – строителями трассы.
В октябре 1959 года было открыто первое месторождение нефти в Западной Сибири – Шаимское. К 1965-му – более десяти, а к 1983-му их насчитывалось уже 230!
К моменту освоения нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири наземных путей сообщения круглогодичного действия практически не было. Наиболее экономичным и рациональным был признан вариант примыкания новой железнодорожной линии к существующей сети вблизи Тюмени. Привлекал проектировщиков и город Тобольск, бывший когда-то губернским центром Сибири. Уже в проекте железная дорога предусматривала возможность усиления пропускной и провозной способности. План трассы был решён с учетом целесообразного вписывания в рельеф местности, обхода болот или пересечения их в наиболее узких и неглубоких местах.
В начале 1966 года на строительство железной дороги Тюмень – Сургут прибыли первые путейцы-строители. В Тюмени было организовано строительное управление «Тюменьстройпуть», которое возглавил Герой Социалистического Труда Дмитрий Коротчаев – талантливый руководитель, гениальный инженер, умелый организатор, сооружавший линию Абакан – Тайшет. Началась грандиозная стройка в условиях болотистой местности и вечной мерзлоты.
Проложить 700-километровую железную дорогу через непроходимые болота, большие и малые реки в местах, где не ступала нога человека, – задача труднейшая, не имевшая аналогов в мировой практике. Но транспортные строители проявляли завидное упорство, высочайшее профессиональное мастерство и шаг за шагом двигались на север.
На дороге было построено 760 малых искусственных сооружений, 124 средних и больших мостов, уложено 1493 км главного пути, построены вокзалы, локомотивные депо, котельные, трансформаторные подстанции, посты ЭЦ, пункты технического осмотра вагонов, жилые дома в 23 станционных посёлках.
Одним из самых трудоёмких видов работ оказалось сооружение земляного полотна. Общий объём работ по его возведению составил 107,84 млн куб. м – почти 35% стоимости основного строительства. Успешным оказалось применение гидромеханизации земляных работ, что позволило исключить использование автотранспорта в условиях бездорожья и сократить сроки строительства.
Другие новшества, использованные при строительстве: сооружение пойменной насыпи при подходах к мостовым переходам через Обь и Юганскую Обь, свайно-эстакадных мостов, укладка гофрированных металлических труб вместо железобетонных водопропускных труб; возведение мостов с большими пролётами или однопролётных вместо многопролётных или с пролётами малой величины; использование бескессонных фундаментов на железобетонных сваях большого сечения при сооружении больших мостов.
Задача первой очереди строительства состояла в том, чтобы ввести в эксплуатацию участок железной дороги от Тюмени до левого берега Иртыша у Тобольска. На линии выполнено 14,4 млн куб. м земляных работ, проложено 42 водопропускные трубы, построено 15 больших, средних и малых мостов и путепроводов.
Строящаяся линия Тюмень – Сургут вводилась в эксплуатацию по участкам: в 1968 году – до станции Тобольск; в 1970-м – до станции Туртас (позже – Юность-Комсомольская); в 1973-м – до станции Салым; в 1974-м – до разъезда Юнг-Ях; в 1975-м – до станции Сургут.
Отличились на строительстве коллективы СМП-237, СМП-269, СМП-241, СМП-522 и СМП-330, Горем-38. Активное участие принимали тресты «Уралстроймеханизация», «Трансгидромеханизация», железнодорожные войска.
«Дошли до Тобольска – дойдём до Сургута!» – писала газета «Тюменская правда» 26 октября 1967 года. Первые 215 км железнодорожной магистрали были построены всего за 21 месяц. По мере готовности основных сооружений магистрали последовательно, по участкам, открывали временное движение поездов. Грузы перевозили преимущественно ночью, а днём на линии работали строители. Постепенно по мере улучшения состояния пути открывали и пассажирское движение – в августе 1969 года на участке Тюмень – Тобольск.
Об этом писала газета «Уральская магистраль» в материале «Сибирские перелески за окном вагона». В нём постоянный читатель газеты, историк железных дорог из Серова Владислав Завальнюк в подробностях приводит хронологию дня, когда открылось движение поездов на направлении Тюмень – Тобольск.
«Первый поезд направления Тюмень – Тобольск встречали на каждой станции. 25 октября 1967 года к девяти часам утра на станции Тарманы (за Тюменью) собрались трудящиеся областного центра – проводить первый поезд, идущий на Тобольск. С речами выступают представители учреждений и предприятий.
В десять часов утра раздаются гудки тепловозов ТЭ1-20-112 и ТЭМ1-1717. Дежурный по станции передаёт железнодорожной бригаде – машинисту А. А. Горячеву, помощнику Л. А. Дубровскому, а также старшему кондуктору И. Л. Герасимову – жезл, и поезд отправляется в путь длиной 215 километров. Под рукоплескания людей и звуки духового оркестра состав минует праздничную арку. И вот уже в окнах вагона замелькали поля, леса, озёра. Поезд развивает скорость до 35 километров в час. Мирно постукивают колёса. Всё нормально.
Двенадцать часов дня. 66-й километр. Станция Картымская. Вдоль путей рядами стоят пионеры, строители, их семьи. Радостно машут руками, кричат «Ура!». Правда, настоящей станции здесь пока ещё нет – всего лишь дежурная будка. Однако процедура встречи поезда проходит так, как и полагается. Дежурный по станции – в красной фуражке, в руке у него жёлтый флажок, есть семафор.
Теперь поезд идёт значительно медленнее: дорога не отбалластирована, опытный машинист особо осторожен. В окнах вагона по-прежнему мелькают сибирские колки, перелески. До следующей станции ещё очень далеко, но на просёлочных дорогах частенько встречаются люди: это жители близлежащих деревень решили посмотреть на поезд. И многие из них видят такое впервые.
Три часа дня. Мы уже на подходах к реке Тавда. На 134-м километре, у железнодорожного моста, снова праздничный митинг. Первый поезд вышли встречать строители. Тут же собрались рабочие колхозов Ярковского района. Строителям есть чем гордиться! За очень короткий срок они возвели мощное инженерно-техническое сооружение. Вроде невелика река Тавда, но капризна и своенравна, особенно в весенние паводки. Поэтому пришлось строить через неё такой большой и надёжный мост. И вот поезд медленно следует по нему.
Дальше скорость ещё снижается – километров до пятнадцати в час. Здесь для строителей были труднопроходимые участки – топи, болота да леса. Сколько понадобилось труда, упорства и мужества, чтобы повоевать с вековой тайгой.
Неспешно идёт поезд, но вагон нет-нет да качнёт из стороны в сторону, а то поднимет вверх или опустит. И неудивительно – дорога ещё не обкатана.
Пять часов вечера. 150-й километр. Станция Мазурово. И снова встречают поезд сотни людей. Пылают костры. Построена триумфальная арка. Музыка, песни. Начинается праздничный митинг. О строителях, работавших на этом участке, следует сказать особо. Они прошли через страшные топи – Еланские болота! Приятно осознавать, насколько велика сила и непоколебима воля этих людей.
Меняются железнодорожные бригады. Состав проходит техосмотр. И в час ночи поезд снова трогается в путь. Рассмотреть что-либо из окон вагонов теперь невозможно – тьма. Ощущается лишь медленное, неровное движение.
Но с рассветом все пассажиры уже на ногах! Состав подошёл к станции Алябьево (ныне – разъезд Савинский). В окне вагона показался Тобольск. На правом берегу реки Иртыш видны купола величественного местного кремля».
Юбилейные мероприятия, посвящённые 50-летию прибытия первого поезда на станцию Тобольск, пройдут 29 марта 2019 года. В митинге на станции примут участие представители администрации города, а также ветераны – строители и железнодорожники, которые прибудут из Тюмени в вагонах «Императорского маршрута». Кроме того, в программе запланированы экскурсия в школьный музей СОШ № 20 микрорайона Менделеево Тобольска, посещение кремля и других достопримечательностей.
Нина Песоцкая
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31