22 мая 2019 17:37
фото: Никита Песоцкий

Переход в будущее

Качество обучения юных железнодорожников вырастет с появлением на сети детских магистралей инновационных поездов

Свердловская магистраль сформировала предложения по строительству принципиально нового подвижного состава для детских железных дорог. Этот уникальный проект получил условное название «Поезд будущего».
Входящие в систему ОАО «РЖД» малые дороги – не просто технические и инфраструктурные, а в первую очередь социальные объекты. Они помогают воспитать у школьников понимание и восприятие единых принципов работы «больших» магистралей. Очевидно, что локомотивы и вагоны здесь должны быть максимально близки по исполнению и функционалу к тем, которые ныне эксплуатируются на сети. И сегодня уже сложились все предпосылки для создания «Поезда будущего».
– Реализация этого проекта позволит юным железнодорожникам лучше освоить современные технологии, – сообщил первый заместитель начальника службы управления персоналом Свердловской железной дороги Владислав Жигарин. – Знакомиться с ними они будут в разном формате. Например, в рамках занятий в технопарке «Кванториум» в Екатеринбурге, где обучение ведётся по четырём направлениям. В перспективе откроются ещё два. Ребята также получат возможность использовать инновационные технологии в создаваемых прототипах подвижного состава отечественного производства.
В нашей стране попытки создания поездов для малых магистралей не предпринимались с начала двухтысячных годов. Сейчас в парке всех детских дорог России насчитывается 100 единиц подвижного состава. В основном это тепловозы серии ТУ10 и вагоны ВП750. Причём износ локомотивов, которые выпускаются с 2010-го, достигает 35%, тогда как у советских – не более 50%! Вдобавок существующий подвижной состав имеет целый ряд технических и эргономических недостатков. Конечно, ликвидировать их точечно нереально.
– Правильным решением будет не копирование проектов узкоколейной техники с её дальнейшей модернизацией, а разработка принципиально новых образцов, – подчеркнул главный инженер СвЖД Алексей Пидяшов. – Анализ мирового опыта показал, что сериями такие локомотивы и вагоны уже почти не выпускают. Эксплуатируется как раз подвижной состав прошлых поколений, пусть даже обновлённый. Системный подход ОАО «РЖД» к проектированию «Поезда будущего» может обеспечить патент, интересный и другим странам.
Инициативная группа Свердловской магистрали проработала основные требования к строительству инновационной техники для узкой колеи детских железных дорог. Они касаются и технического воплощения, и дизайнерского оформления. Так, предложена модель поезда с двумя головными моторными вагонами и несколькими промежуточными. Форма должна быть обтекаемой, с улучшенной аэродинамикой, чтобы сэкономить топливо и электроэнергию. Уместно предусмотреть панорамные окна, закруглённые под крышу вагонов.
– Важно оснастить «Поезд будущего» гибридной тяговой установкой, – рассказал начальник Свердловского центра научно-технической информации и библиотек Евгений Здоровенко. – Планируется перейти на альтернативные источники энергии. Составность можно скорректировать. Такая мобильность в трансформации позволит формировать поезд под различные условия, в том числе и климатические. Это необходимо, поскольку детская железная дорога в Екатеринбурге, например, в 2017 году перешла на круглогодичную работу.
Свердловская магистраль уже представила полный пакет предложений на уровне департамента технической политики компании. В настоящее время они рассматриваются и обсуждаются. Исполнителем заказа на формирование технических требований к поезду выступает проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД». Как рассказал заместитель директора этого ведомства Геннадий Слонков, в марте – апреле планируется разработать эксплуатационную модель подвижного состава и к осени согласовать проект.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31