24 февраля 2020 17:19

24 февраля 2020 17:19

фото: из архива Тюменской ДЖД

Малая магистраль с большой историей

Места для строительства узкоколейки в Тюмени не было, и её проложили по берегу озера Андреевское

Для Тюменской детской железной дороги 2019 год юбилейный: 3 августа её дружный коллектив отметит 50 лет. Мы же предлагаем не ждать большого праздника, а уже сейчас начать разговор об имениннице.
На протяжении всего года на страницах газеты мы будем рассказывать о работе ДЖД – планах по реконструкции дороги, выпускниках, «южиках», инструкторах… А начнём наш цикл с экскурса в прошлое.
У Тюменской малой магистрали интересная история. В издании «Наши детские железные дороги» Дмитрия Сутягина рассказывается, что в 1967 году по инициативе областных комитетов ВЛКСМ и КПСС, а также руководства Свердловской железной дороги началась разработка проекта Тюменской ДЖД. Важную роль в этом процессе сыграл начальник Тюменского отделения Николай Глотов.
«Железку» было решено протянуть по живописному берегу озера Андреевское близ посёлка Боровский – в самой Тюмени места для неё не было. Дело двигалось небыстро: на строительство, которое вело управление «Тюменстройпуть», ушло почти два года. И вот свершилось! Решением Тюменского городского совета депутатов трудящихся № 260 в июле 1969 года детской железной дороге было присвоено имя 50-летия ВЛКСМ. Первый поезд отправился в путь 3 августа 1969 года.
– На открытии нашей магистрали присутствовали очень уважаемые люди: первый секретарь обкома КПСС Борис Щербина, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников, лётчик-космонавт Борис Волынов, – рассказала инструктор Тюменской ДЖД Людмила Снегирёва. – Многие ошибочно считают, что первым её начальником был Николай Глотов. На самом деле до 1972 года им был Н. М. Быков. Первый сезон машинистом тепловоза работал Михаил Злобин – это он пожал руку космонавту Борису Волынову при встрече на ДЖД 14 августа 1969 года. В последующие годы машинистом-наставником для «южиков» стал легендарный машинист Михаил Ковязин. Он работал на транспорте с 1931 года, был машинистом первого комсомольского паровоза, водил тяжеловесные поезда в 3 тысячи тонн. В 1945 году он получил со станции Бологое паровоз «Комсомольский», который весь был пробит пулями. Паровоз починили, а Михаила Николаевича назначили машинистом, он возглавил комсомольскую бригаду, которая боролась за звание лучшей по вождению тяжеловесов.
– Фотоархив, которым мы располагаем, включает фото первых «южиков» – учащихся школ № 50 и № 19, – добавляет начальник ДЖД Дмитрий Каргаполов. – На снимке запечатлены Володя Смолин, Таня Горенко, Серёжа Степанов, Зоя Бучельникова, Серёжа Кузнецов, Олег Байбора, Витя Микитич, Вася Лазарев, Володя Некрасов, Лариса Лободина, Нина Кравец, Галя Шкуренко, Серёжа Клюев и Володя Губкин. Эта фотография сделана в первый день работы Малой магистрали.
ДЖД была спроектирована как участок узкоколейного пути в виде подковы длиной 3 км 850 м. На пути при строительстве возвели искусственные сооружения – свайно-эстакадный мост в 6,5 метров и две бетонных водопропускных трубы. Было обустроено две станции – Юность и Приозёрная. Изначально первая имела три пути и тупик в продолжении главного. Средний путь служил в качестве обгонного, а самый дальний от платформы соединялся с остальными только в нечётной горловине. Пройдя через депо насквозь, он заканчивался тупиком. Впоследствии со среднего пути была достроена соединительная ветвь до тупика. Появилась возможность заезда в депо с двух сторон. Через несколько лет эту соединительную ветвь демонтировали.
Технический парк на момент открытия ДЖД был скромный. Тепловоз ТУ2 № 080 был передан на Тюменскую малую магистраль со Свердловской ДЖД в апреле 1970 года. А тепловоз ТУ2 № 143 прибыл в мае 1973 года из депо Таллин-Вяйке Эстонской железной дороги. В настоящее время они красуются на постаменте музейной экспозиции.
Изначально в путь узкоколейки были уложены рельсы самого лёгкого на тот момент типа – Р18. Но они не справлялись с нагрузкой, а потому в середине 80-х годов большую часть заменили более тяжёлыми – Р43.
Современная ДЖД всё меньше похожа на ту дорогу, с которой всё начиналось. Несмотря на это, руководство, инструктора и «южики» бережно хранят память об истории своей Малой магистрали.
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28