24 апреля 2019 19:45
фото: Никита Песоцкий

Семь правил безопасности

Программа «нулевого травматизма» должна быть адресно направлена на предотвращение несчастных случаев на любом производстве

Для достижения желаемого эффекта в профилактике несчастных случаев на производстве нужно менять структуру контроля и управления в вопросах охраны труда. К такому выводу пришли участники технико-технологического совета СвЖД «Концепция «нулевого травматизма: шаг навстречу безопасности». Мероприятие прошло в начале февраля в Екатеринбурге.
Как показал анализ произошедших за несколько лет на Свердловской дороге случаев производственного травматизма, во многом их причины связаны с влиянием человеческого фактора. Речь идёт о некачественной организации работ, недостаточном контроле за их проведением, нарушениях технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины, правил дорожного движения. К печальным последствиям нередко приводят и неудовлетворительное содержание рабочих мест, недостатки в обучении персонала безопасным приёмам труда, несовершенство технологического процесса. По информации главного инженера дороги Алексея Пидяшова, для решения этих актуальных вопросов на магистрали реализуется комплекс мероприятий. Они в том числе направлены на улучшение условий и охраны труда. Например, для нужд путейцев приобретены модульные пункты обогрева и бытовые модуль-вагоны. Ежегодно уменьшается количество рабочих мест с вредными условиями труда. Немало делается и в плане обучения железнодорожников безопасным методам и приёмам труда, профессионального отбора кадров.
Однако, как показывает практика, для достижения уровня «нулевого травматизма» этих мер недостаточно. Желаемого эффекта можно добиться благодаря разработке и внедрению программ реализации семи «золотых правил» концепции Vision Zero. В первом из них говорится о том, что руководитель любого уровня должен показывать свою заинтересованность и приверженность к вопросам охраны труда. Следуя второму правилу, нужно посредством расчёта профессиональных рисков выявлять угрозы. Исходя из третьего, необходимо определять цели по профилактике производственного травматизма и на их основе разрабатывать соответствующие программы. Четвёртое правило: создать систему безопасности труда – достичь высокого уровня организации. В других трёх речь идёт о том, что необходимо обеспечивать безопасность труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием, повышать квалификацию и развивать профессиональные навыки, мотивировать работников на то, чтобы они активно участвовали в решении вопросов охраны труда.
По словам начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петра Потапова, сегодня каждый случай травмирования работников на производстве нужно рассматривать как чрезвычайное событие. При этом должна оцениваться эффективность разработанных мероприятий, роль руководителей и специалистов всех уровней управления. Также нуждаются в совершенствовании программы по улучшению условий и охраны труда. Они должны формироваться с учётом анализа причин несчастных случаев, ликвидации опасных мест, результатов оценки профессиональных рисков. Кроме того, предстоит актуализировать технологическую документацию с последующим информированием об этом работников.
Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности СвЖД Аркадий Деордиев подчеркнул, что программа «нулевого травматизма» должна быть адресно направлена на предотвращение несчастных случаев на производстве. В этом её основное отличие от Программы улучшения условий и охраны труда, положения которой могут и не влиять непосредственно на профилактику травматизма. При этом реализация семи «золотых правил» концепции Vision Zero должна планироваться как минимум на трёхлетний период. Аркадий Геннадьевич отметил, что эти правила не обособлены друг от друга. Они элементы единого механизма. Их выделение из концепции «нулевого травматизма» условно и предназначено для удобства восприятия и внедрения данного процесса на местах.
С докладами о том, каким образом будут претворяться в жизнь семь «золотых правил», выступили руководители инженерного блока семи хозяйств дороги. В частности, главный инженер службы пути Иван Зяйкин заострил внимание присутствующих на таком аспекте, как безопасная эксплуатация оборудования и материалов на рабочих местах. Его коллега из Свердловской дирекции по тепловодоснабжению Алексей Арефьев рассказал о развитии необходимого уровня компетенций работников. Главный инженер Екатеринбургской дирекции связи Алексей Чарин посвятил своё выступление внедрению системы управления безопасностью и здоровьем на рабочих местах.
Анализируя статистику травматизма на Свердловской дороге за несколько лет, специалисты службы охраны труда и промышленной безопасности выявили такую закономерность: предприятия, не допускающие несчастных случаев, как правило, имеют высокие производственные показатели. Этот пример наглядно подтверждает одно из «золотых правил»: создать систему безопасности труда – достичь высокого уровня организации. Однако, по мнению Аркадия Деордиева, сегодня работники недостаточно вовлечены в решение актуальных вопросов охраны труда. Устранить эту проблему можно в том числе за счёт активной деятельности уполномоченных лиц по охране труда.
Все принятые на техсовете решения вошли в соответствующий протокол. Часть их касается улучшения качества подготовки работников, проверки их знаний. Так, до 1 апреля 2019 года предстоит разработать тест-вопросы и анкеты для представителей профессий, которые традиционно считаются травмоопасными. С их помощью будет проводиться проверка знаний работников по вопросам охраны труда при выходе на смену. В тех хозяйствах, где будет допущен случай производственного травматизма, предлагается проводить внеочередные дни охраны труда с последующей разработкой корректирующих мер и подведением итогов. Кроме того, на базе Свердловского центра научно-технической информации и библиотек планируется создать единый каталог учебных фильмов, посвящённых вопросам охраны труда и профилактике травматизма. Тем самым у линейных предприятий появится больше возможностей для обмена наработанными положительными практиками в этой сфере.
Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28