24 апреля 2019 19:39
фото: из архива Николая Мельникова

Главное дело жизни

Ветераны делятся воспоминаниями об Анатолии Бокове, возглавлявшем отделение дороги 10 лет

Коллектив Сургутского региона СвЖД 3 января отметил 90-летие со дня рождения первого руководителя отделения дороги. Анатолий Боков – дважды почётный железнодорожник, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени. Его именем названа улица в Сургуте. Сегодня о нём вспоминают ветераны – те, кто трудился рядом с ним долгие годы.
Инициатива и оправданный риск
– Меня назначили и. о. главного ревизора в отделение дороги через несколько дней после его образования, – рассказывает Николай Николаевич Мельников, в прошлом – главный ревизор Сургутского отделения. – На станцию я приехал 20 января 1978 года. Сразу направился в здание бывшего отделения временной эксплуатации. С Анатолием Александровичем не был знаком. Только слышал на селекторах его сильный голос. Когда он отдавал распоряжения, трудно было представить, чтобы кто-то решился их не выполнить. У него было звание почётного железнодорожника, за работу в Свердловске был награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знаком Почёта». Мне он представлялся крупным волевым руководителем, точно знающим, что хочет от подчинённых. И я очень удивился, когда навстречу мне поднялся из-за стола невысокий, худощавый мужчина несколько усталого вида. У него оказалось крепкое рукопожатие.
«Сам видишь, куда приехал: станция завалена снегом, вагоны стоят по нескольку суток, – сказал он. – Неразбериха из-за того, что некоторые специалисты из отделения временной эксплуатации затягивают с передачей нам документации. А без бумаг не можем отправить вагоны. На раскачку времени нет, быстрей знакомься с хозяйством и приступай к выполнению обязанностей».
Позднее я понял, что застать Анатолия Александровича в кабинете было большой удачей. Он всегда находился на передовой, в гуще событий. Общался с людьми в цехах, решал вопросы с путейцами, подгонял движенцев-грузовиков. С ними ему было сложней, ведь сам он был локомотивщиком. Первым замом ему назначили Геннадия Метельского. Геннадий Иванович приехал из Свердловска – это был отличный специалист и руководитель, настоящий профессионал движения и грузового хозяйства. Его назначение стало большим подспорьем в работе для начальника отделения.
Рос грузопоток на Север, и отделение в тот период можно было охарактеризовать как «выгрузочное»: сюда потоками шли грузы. Нефтяникам везли добывающее оборудование, строителям – материалы и технику для возведения промышленных корпусов, жилья, объектов соцкультбыта. Анатолий Боков отвечал за бесперебойность поставок по железной дороге. У него были полномочия принимать ключевые решения. Однажды он пошёл на риск. В то время отделение было забито порожними вагонами — так, что составы с грузами было некуда принимать. Но как «сбрасывать» порожняк? И тогда Анатолий Александрович предложил увеличить установленную на участке Сургут – Тобольск скорость прохождения порожних вагонов до 100 км/ч. Путейцы под руководством Александра Покидова подготовили участки, движенцы составили маршруты, и вагоны стали уходить. Отделение смогло принимать новые грузы. Это только один из примеров, когда Боков проявлял инициативу, брал на себя ответственность в сложный момент. Он внедрял новые технологии, и уже к концу 1978 года отделение перерабатывало более 400 вагонов в сутки. За 10 лет его руководства коллектив вырос до 6 тыс. человек, были построены 10 новых станций.

Непререкаемый авторитет
– Моя первая встреча с Боковым состоялась в 1953 году, – вспоминает Виктор Михайлович Головенкин, в прошлом – начальник отдела материально-технического обеспечения Сургутского отделения. – Тогда я работал слесарем по ремонту паровозов на станции Верхотурье Серовского отделения СвЖД. Однажды, когда два новых паровоза серии «Л» встали на первый ремонт, мы столкнулись с проблемой: не могли выпрессовать большие поршневые штоки. Начальник депо Владимир Перегуда договорился с руководством локомотивного депо в Свердловске, чтобы нам помогли, и отправил меня туда. В паровозном депо Свердловск-Сортировочный я и встретился с Анатолием Боковым. Он был заместителем начальника депо. Найти его оказалось непросто. Я заходил в цеха – механический, слесарный или кузнечный – и работники мне говорили, что Анатолий Александрович только что был и уже ушёл к другой бригаде. Наконец я догнал его. Он быстро вник в суть вопроса, дал указание мастеру инструментального цеха, чтобы тот подобрал на складе винтовой пресс для выпрессовки штоков. Скоро сопроводительные документы были оформлены, съёмник погрузили на тележку и доставили к электровозу. Меня удивило, как чётко и без проволочек была организована передача. Вообще, Боков имел в депо непререкаемый авторитет. Он прошёл путь от кочегара до бригадира котельного цеха, замначальника депо.
Вторая наша встреча с Анатолием Александровичем состоялась в 1978 году. Тогда в управлении дороги сформировалась бригада руководителей и ИТР вновь образованного Сургутского отделения дороги. Возглавить его поручили Анатолию Бокову, на тот момент главному инженеру Свердловского отделения СвЖД. Меня назначили начальником отдела материально-технического обеспечения. Второго января с первого пути станции Свердловск-Пассажирский отправился литерный поезд в Сургут. По прибытии нас встретил второй секретарь горкома партии Владимир Чертищев. Я хорошо запомнил эту дату – 5 января 1978 года, 12 часов 45 минут. Сделали на память общее фото. Секретарь горкома говорил о трудностях работы в регионе, что некоторые не выдерживают и уезжают. Но Анатолий Александрович сразу дал понять, что приехал сюда всерьёз и надолго. Ему было тогда 49 лет, и для него работа в Сургуте становилась главным делом всей его жизни. В регион он прибыл со старшим сыном. Сергей во многом помогал отцу, работал заместителем начальника депо.
Очень много времени начальник отделения уделял строительству жилья для железнодорожников. Когда в марте 1978 года начали сдавать дома на улице Мечникова, Боков отказался занимать жилплощадь в числе первых, хотя это полагалось ему как руководителю. Продолжал жить в вагончике. И только когда развернулось масштабное жилищное строительство, переехал в новую квартиру. Вместе с ним мы проработали до самого его выхода на пенсию.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31