24 апреля 2019 18:59
фото: Никита Песоцкий

Почётный статус

Экспертное сообщество подтвердило безусловную значимость магистралей и ретротехники узкой колеи для исторического прогресса

Сразу четыре экспоната Музея узкоколейных железных дорог получили высокий статус памятников науки и техники Свердловской магистрали. Его удостоены мотовоз, вагон-мастерская, паровозы серий ВП4 и O&K.
Этот статус был присвоен им по итогам XXVII заседания Экспертного совета Политехнического музея (Москва). Работающая при Министерстве культуры Российской Федерации организация сейчас – единственная в стране, которая уполномочена ранжировать как памятники объекты именно науки и техники. В её состав входят признанные специалисты во многих сферах деятельности. На декабрьском заседании, например, были представлены: авиация, геодезия, космонавтика, полиграфия, энергетика, часы. И даже музыкальные автоматы!
– Процедура присвоения статуса памятника трудоёмкая и длительная, – рассказал начальник Свердловского центра научно-технической информации и библиотек Евгений Здоровенко. – Заявки на рассмотрение надо подать ещё в начале года. Мы свои оформили в феврале. Все они содержали обоснование культурно-исторической ценности, заключения трёх независимых экспертов. Потом прошёл предварительный отбор, и только в декабре – защита. Порядка тридцати процентов заявок отсеивают до неё, какие-то отклоняют на совете.
Эксперты оценивают музейные предметы по многим критериям. Среди них – мемориальность, аутентичность, редкость, значение для развития науки и техники. Допустим, легендарные модели, опытные и первые образцы могли в своё время послужить отправной точкой в прогрессе тех или иных отраслей промышленности. Из семи заявок СвЖД этим и другим параметрам в полной мере, по мнению членов комиссии, отвечали четыре – мотовоз Jung, вагон-мастерская Ammendorf, паровозы ВП4 и O&K. Все они – экспонаты музея, расположенного на Свердловской детской железной дороге в Екатеринбурге.
– Никаких законодательных, экономических, иных преференций статус памятников науки и техники сегодня не даёт, – пояснил Евгений Здоровенко. – В России это направление работы начало развиваться только в 1992 году. В активную стадию оно перешло и того позднее, в отличие от тех же предметов археологии, живописи и архитектуры. Но это безусловный имиджевый успех – на дороге имеются уникальные объекты! Не исключено, что в дальнейшем, уже с развитием законодательной базы, получим какие-то другие дивиденды.
Помимо заседания Экспертного совета, там же, в Москве, прошла и XII Международная конференция «История науки и техники. Музейное дело». Её программа включала несколько тематических блоков. В сессии «Реставрация и консервация комплексных и технических объектов» прозвучало совместное выступление Евгения Здоровенко с историком, исследователем и директором НП «Переславский железнодорожный музей» Сергеем Дорожковым. Коллеги представили содержательную презентацию. Они акцентировали внимание на важности сохранения наследия узкоколеек, воспитания в обществе культуры бережного отношения к ретротехнике. Всесторонняя поддержка, в том числе законодательная и спонсорская, требуется энтузиастам, которые возвращают её к жизни. Присвоение таким объектам статуса памятников науки и техники может стать подспорьем для организации этого дела по мировым стандартам.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31