22 марта 2019 15:48
фото: Никита Песоцкий

Мой путь в машинисты

Как объявление в газете «Путёвка» определило будущую жизнь Валентина Лялина и навсегда связало его с железной дорогой

Накануне нашего профессионального праздника – Дня печати, который отмечается 13 января, в редакцию газеты «Уральская магистраль» пришло письмо от бывшего машиниста локомотивного депо Пермь, 93-летнего ветерана Великой Отечественной войны Валентина Фёдоровича Лялина.
«Уважаемые создатели газеты! Сердечно поздравляю вас с 85-летием «Путёвки», которое вы отметили 10 ноября 2018 года, и Днём печати! Я регулярно читаю ваше издание в новом названии – «Уральская магистраль». Так держать! В своё время именно благодаря газете «Путёвка» из работника «Заготзерна» я навсегда превратился в железнодорожника – стал машинистом электровоза первого класса.
Свой рассказ об этом я начну издалека… Родился я 2 июля 1925 года в глубинке Зуевского района Кировской области, в 25 километрах от железной дороги. Мой отец боялся раскулачивания, а потому в 1935 году наша семья, в которой было 7 детей, оказалась на станции Ардаши Зуевского отделения Пермской железной дороги.
Среди моих родных не было железнодорожников. В школу в село мы, дети, с 5-го по 7-й класс ходили по шпалам два километра: слева текла река Ченца, а справа были почти горы.
Мой путь на железную дорогу был долгим. В 1940 году, после окончания семи классов, я решил пойти учиться на капитана-речника – это было тогда престижно. Поступил в Велико-Устюгский речной техникум на судоводительское отделение. Практику с мая 1941 года проходил на буксирном колёсном пароходе с дровяным отоплением. Мы сплавляли плоты с Котласа в Архангельск: помню, мозоли на ладонях у меня не проходили. Там рано утром я и встретил объявление о начале Великой Отечественной войны. Больше в техникум я не вернулся, и на этом моя работа на водном транспорте закончилась.
В декабре 1942 года меня призвали в ряды Красной армии. В январе 1943-го в Кирове в числе других я сел в товарный вагон прямо на голые нестроганые доски – так мы отправились на восток. Через 26 суток я оказался в Комсомольске-на-Амуре в учебном автополку, где 7 марта, весь измазанный мазью Вишневского, принял военную присягу. В мае 1943 года я был уже в Москве, а затем в городе Бронницы. Здесь мы ликвидировали последствия второй обороны столицы. В августе 1943 года на подмосковном полигоне Кубинка формировался 8-й мехкорпус, куда я попал почти на 5 лет (сначала в автороту, потом в роту управления, а после окончания войны – в роту мехобеспечения). Я получил право управления, а 9 сентября на заводе имени Сталина мне выдали первую автомашину ЗИС-5.
За 300 боевых дней и ночей на II Украинском фронте я преодолел 600 километров пути, а на II Белорусском – 1600. Всего по фронтовым дорогам я проехал 2200 километров. Награждён орденом «Красная звезда», медалью «За взятие Кёнигсберга» и «За Победу над Германией». Демобилизовался 3 мая 1948 года в звании сержанта техслужбы – шофёра второго класса, автомеханика. Вернулся домой и сразу стал работать заведующим складами в «Заготзерне».
В 1949 году я познакомился с девушкой, отец которой работал стрелочником. Однажды, придя в гости к ней домой, на подоконнике я увидел неизвестную мне газету «Путёвка». Когда стал её читать, обнаружил объявление о приёме в трёхгодичную школу машинистов электровозов в городе Молотове (Перми) со всеми подходящими мне условиями: питание, общежитие, форма и ещё 100 рублей «на табак», как мы говорили потом. Это объявление в газете сыграло ключевую роль в моей жизни! Я успешно сдал экзамен и приступил к учёбе. Первого сентября нам выдали красивую форму – погоны на кителя и шинели железнодорожников. Вчерашние рядовые, сержанты, старшины, офицеры, даже капитан – все стали одинаково похожи. В тот год нас набрали три группы (103 человека), но в конце сентября выбыли те, кого призвали в армию, – они окончили школу уже после службы.
Начальником школы был инженер-майор Иосиф Львович Белый (он же руководитель техникума), но в 1950 году школа отделилась, правда, преподаватели общих предметов остались прежние. В свободное от обучения время у нас был организован музыкальный духовой оркестр, а руководил им известный фронтовой поэт Константин Яковлевич Мамонтов.
Во время учёбы много времени уделялось практике в депо Чусовская – первая практика была по мехчасти, вторая – по аппаратуре, а третья – поездная, она длилась 9 месяцев. Сначала мы ездили и сдавали экзамен как помощники машиниста, затем – как машинисты. После окончания школы многие заканчивали техникумы и институты. Два ученика нашей школы стали начальниками депо, а некоторые – заместителями, машинистами-инструкторами и профсоюзными руководителями. Многие впоследствии были награждены орденами СССР за добросовестный труд, стали почётными железнодорожниками.
Из Чусовского депо я перевёлся в депо Пермь и после 2,5 месяцев работы помощником в декабре 1952 года стал машинистом электровоза. На протяжении 19 лет с 1959 года я водил пассажирские поезда, стал машинистом первого класса. В феврале 1979 года окончил в Свердловске месячные профкурсы и почти два года работал профлидером цеха эксплуатации. Кроме того, много лет был в совете ветеранов депо, в том числе трудился председателем и хранителем музея. Будучи уже 38 лет на пенсии, я не теряю связь с локомотивным депо Пермь – всегда приезжаю на предприятие в День Победы».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31