17 сентября 2019 03:18

Северные перспективы

Для стабильной работы газотурбовоза нужна развитая инфраструктура из комплексов по производству топлива для него и пунктов экипировки.
Игорь Цихалевский, декан электромеханического факультета УрГУПС:
– На сети российских железных дорог имеется множество станций стыкования электрической и тепловозной тяги. Это создаёт определённые трудности. Так как мощность тепловоза существенно ниже, чем у электровоза, то составы на станциях приходится расформировывать, вывозить частями. Чтобы избежать этого, ещё в 2005 году ОАО «РЖД» инициировало научно-исследовательские работы для создания локомотива, укомплектованного газотурбинной силовой установкой на сжиженном природном газе. Такой агрегат мощнее двигателей электровоза и тепловоза. Он экономичен, экологичен. И главное – может водить поезда массой свыше 6000 тонн без переформирования в пути.
Уже в 2007 году на основе электровоза серии ВЛ15 был собран первый магистральный газотурбовоз ГТ1h-001. В 2013-м появился второй, ГТ1h-002, сделанный на базе тепловоза ТЭМ7А. С февраля 2017-го он эксплуатируется в границах СвЖД. На нём работают локомотивные бригады из депо Егоршино. Обслуживает инновационную машину ООО «СТМ-Сервис». Специально для этих нужд были задействованы площади депо Артёмовский.
С учётом более сложной в сравнении с тепловозом конструкции встала задача наладить эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт ГТ1h-002 на неэлектрифицированном направлении Коротчаево – Войновка (1331 км).
Основная масса вывозимых с этого полигона нефтепродуктов следует в порты северо-западной и центральной частей России. Обратным маршрутом движутся минерально-строительные грузы, необходимые для освоения новых территорий Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. К 2030 году объём перевозок нефтепродуктов с предприятий севера Уральского федерального округа по участку Коротчаево – Войновка увеличится до 30%.
Нынешняя инфраструктура и действующая сейчас на этом направлении технология движения вполне позволяют обеспечить пропуск составов массой 9000 тонн. Организовать эксплуатацию газотурбовозов под этот вес уместно в рамках плечевой схемы обслуживания. Формирование, расформирование и дальнейшая обработка грузовых поездов в таком случае будут производиться на станциях Войновка, Тобольск, Сургут, Ноябрьск-1, Лимбей и Коротчаево.
Однако для обслуживания газотурбовозов на северных участках нужны специфические объекты инфраструктуры. Необходимо строить комплексы по сжижению природного газа. Сегодня единственный такой объект расположен на станции Аппаратная в Екатеринбурге. Поэтому под обеспечение процесса перевозок на направлении Войновка – Коротчаево предлагается возвести три комплекса для производства сжиженного природного газа. Их целесообразно возвести на станциях Войновка, Сургут и Коротчаево. Такое рассредоточение позволит вовремя доставлять топливо для локомотива к пунктам экипировки. Они должны находиться на станциях Войновка, Тобольск, Сургут, Ноябрьск-1 и Коротчаево. Благодаря этому можно вовремя дозаправлять газотурбовоз в пути следования. Его полная экипировка будет производиться на специально отведённых и оснащённых площадках. Доставлять топливо до этих объектов планируется на специальных передвижных автомобильных газозаправщиках.
Перспектива развития такой инфраструктуры просматривается до 2030 года. К этому временному промежутку необходимо организовать работу уже пяти комплексов по производству сжиженного природного газа (в Тобольске, Демьянке, Сургуте, Лимбее и Коротчаево) и такого же числа экипировочных пунктов по оперативной дозаправке локомотива ГТ1h-002 в пути следования.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30