21 сентября 2019 16:44
фото: из личного архива

Идеальная теория плюс уверенная практика

Учителя не только передают ученикам знания и опыт, но и воспитывают в них чувство ответственности и гордости за профессию

Лучшие из лучших наставников, которые трудятся на разных предприятиях Свердловской железной дороги, продолжают делиться с читателями «Уральской магистрали» секретами успеха. В этом номере о своём опыте работы со стажёрами рассказывают Ирина Артеменко и Дмитрий Дробин.
Ирина Артеменко, дежурная по пульту станции Сургут:
– Моя первая должность на СвЖД – товарный кассир на станции Сургут. Затем я работала дежурной по станции Островная, а с 2012 года и до сих пор являюсь дежурной в Сургуте.
Путь наставничества начался для меня внезапно: несмотря на небольшой опыт, из-за острой нехватки кадров и необходимости быстрого обучения людей руководители доверили мне первого ученика. Им был Дмитрий Созонов. Сегодня он – успешный руководитель, прошедший путь от дежурного по станции, ревизора по безопасности до начальника станции Пыть-Ях. Я же с тех пор обучила семь человек. Все они стали успешными и добросовестными работниками компании, могу смело за них поручиться. В числе ярких примеров и мой стажёр Илья Иванов. Он также прошёл путь от дежурного по станции до ревизора по безопасности движения.
Наставничество – это большой ответственный труд, который требует от учителя постоянного совершенствования. В каждом своём ученике я вижу развитие и обновление моих знаний, и это вдохновляет меня! Ещё с первым стажёром я сформировала главный принцип: идеальная теоретическая подготовка плюс уверенная практика. Им руководствуюсь и по сей день.
Дежурные по станции отвечают за основной механизм перевозочного процесса, принимают сотни серьёзных решений за смену. В любой нестандартной ситуации их действия должны быть предельно точными и безошибочными. Мой опыт показывает, что и самообладанию человека нужно научить! Надо привить стажёру способность хладнокровно и осознанно принимать решения за несколько секунд. Поэтому моделирование и проработка нестандартных ситуаций в свободное от работы время – один из основных методов, которые я применяю.
При этом, по моему мнению, грамотный наставник должен помочь новобранцу стать частью коллектива, дать возможность совершенствоваться. Главное для меня – это не стремительная карьера учеников, а их профессионализм, успех здесь и сейчас в конкретной работе, ведь не место красит человека, а человек место.
Неожиданно и приятно, что весной этого года руководство центра оценило мой труд и выдвинуло мою кандидатуру на участие в конкурсе «Лучший наставник СвЖД». Соревнование оказалось весьма полезным! Мы с коллегами из смежных служб встретились в неформальной обстановке. Получилось даже обсудить насущные проблемы – что мешает эффективному обучению молодёжи, как справляться с этими трудностями. А ещё я получила бесценный опыт по взаимодействию со стажёрами, который обязательно пригодится в будущем.

Дмитрий Дробин, старший осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Свердловск-Сортировочный:
– На Свердловскую магистраль я устроился в 1999 году. Начинал с должности слесаря по ремонту подвижного состава, тогда наше предприятие называлось эксплуатационное вагонное депо Каменск-Уральский. Работая осмотрщиком в ПТО Асбест, я добился уверенных положительных показателей – регулярно обнаруживал трудновыявляемые дефекты. Благодаря этому примерно в 2005 году стал наставником.
Моей первой воспитанницей была Татьяна Орлова. Прежде она никогда не работала в ОАО «РЖД» и не имела никакого представления о вагонах. Пришлось объяснять стажёру всё, начиная с азов. В данный момент моя ученица работает осмотрщиком вагонов на нашем предприятии.
Всего за мою трудовую деятельность я воспитал порядка семи стажёров, и все они приходили на СвЖД из различных сфер, то есть, по сути, начинали у нас карьеру с нуля. Кроме того, с 2008 года около трёх лет я работал как старший осмотрщик-ремонтник вагонов с правами инструктора: проводил для коллег техучёбу, инструктажи. Таким образом, в тот период моими учениками был весь коллектив ПТО – 60 человек. Мои подопечные нередко занимали призовые места в конкурсах в депо и на дороге. Один из них – Игорь Майоров – стал серебряным призёром дорожного соревнования «Лучший по профессии».
На наставническую деятельность меня вдохновляет конечный результат. Мне нравится передавать свой опыт работы. Учу будущих осмотрщиков вагонов постоянно повышать теоретические и практические знания, закреплять пройденный материал, в том числе с использованием компьютерных программ. Я много рассказываю им о мотивации и возможном продвижении по карьерной лестнице в компании. На их плечах лежит выявление неисправностей вагонов, а также безотцепочный текущий ремонт на месте. Чтобы стать профи, они должны досконально знать все требования инструкций и документов. Осмотрщики напрямую влияют на безопасность движения. Вот почему я воспитываю в них чувство ответственности и гордости за выбранную профессию.
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30