06 апреля 2020 04:58

06 апреля 2020 04:58

фото: Владимир Андреев

Рост активности выявления замечаний

В программе АСУ ЗМ не должны регистрироваться замечания, которые не являются нарушениями в системе «Работник на пути»

В службе охраны труда и промышленной безопасности (НБТ) СвЖД подвели итоги по каждому из направлений работы за первые шесть месяцев 2015 года.
На учёте и микротравмы
Количество случаев производственного травматизма, произошедших в структурных подразделениях в границах СвЖД в первом полугодии 2015-го, снизилось в три раза по сравнению с этим же периодом 2014-го.
Как рассказал начальник служб­ы охраны труда и промышленной безопасности Аркади­й Деордиев, с января по июнь 2014 года произошло 12 травматических случаев, в результате которых пострадало 14 человек, в том числе трое погибли, а четверо получили тяжёлые травмы. За тот же промежуток времени 2015 года было допущено четыре травматических случая, в результате которых четверо получили лёгкие травмы.
– Помимо статистики в вопросах травматизма в ОАО «РЖД» ведётся учёт и оценка полученных работниками микротравм на производстве, – отмечает Аркадий Геннадьевич. – Микротравма – незначительное повреждение, которое не повлекло за собой временную утрату трудоспособности: речь идёт об уколах, порезах, ссадинах и других травмах. За первые шесть месяцев 2015 года в границах нашей дороги было допущено девять таких микротравм.
Из них четыре – в Свердловской дирекции инфраструктуры (три в Лёвшинской дистанции пути и одна в Тюменской), две – в Свердловской дирекции тяги (в эксплуатационных локомотивных депо Пермь–Сортировочная и Ишим) и по одной микротравм­е в ремонтном локомотивном депо Свердловск–Сортировочный и в Свердловской дирекции пассажирских обустройств (вокзал станции Чусовская). При проведении целевой проверки в столовой управления дороги административно-хозяйственного центра была выявлена ещё одна микротравма.

Работник на пути
В службе охраны труда и промышленной безопасности проведён анализ эффективности работы по системе информации «Работник на пути» за последние полгода. За это время было допущено десять случаев экстренных торможений для предотвращения наезда на железнодорожников, выполняющих работы в зоне движения поездов. Для сравнения: за этот же период 2014 года было применено 13 экстренных торможений.
Как сообщила начальник отдела службы охраны труда и промышленной безопасности Ирина Огородникова, по вине работников Свердловской дирекции инфраструктуры допущено четыре случая экстренного торможения, по вине Свердловской дирекции по ремонту пути и Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» – по два, а по вине Свердловской дирекции управления движением и Екатеринбургской дирекции связи – по одному случаю.
По данным информационно-аналитической системы «Замечания машинистов» (АСУ ЗМ), с января по июнь 2015 года локомотивными бригадами и машинистами специального самоходного подвижного состава на полигоне СвЖД было выявлено 1123 замечания по системе информации «Работник на пути». Из них к учёту структурные подразделения приняли 701 замечание, то есть 62 %. За аналогичный период прошлого года было выявлено 881, а принято к учёту 617 замечаний или 70 %.
– Это значит, что рост активности выявления замечаний за первую половину 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014-го составил 32 %, – добавляет Ирина Викторовна. – Но в то же время при общем росте снижение активности выявления замечаний было допущено в четырёх эксплуатационных локомотивных депо: Смычка (на 14 %), Свердловск-Пассажирский (на 40 %), Серов-Сортировочный (на 11 %) и Камышлов (на 10 %). Также снижение произошло и в моторвагонном депо Нижний Тагил (на 33 %), а за июнь локомотивными бригадами этого подразделения вообще не было выявлено ни одного замечания по системе информации «Работник на пути».
Один из показателей, по которому оценивается работа системы информации «Работник на пути», это количество «отказных замечаний». Проведённый анализ свидетельствует о росте процента таких замечаний – на 8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– В программе АСУ ЗМ систематически регистрируются замечания, которые по факту не являются нарушениями в системе «Работник на пути», – отмечает Ирина Огородникова. – Например, речь идёт о замечании «присутствие сигналиста в группе работающих на станции»… Данное замечание занесено в систему АСУ ЗМ с неверной формулировкой, так как нарушением, наоборот, является отсутствие сигналиста или выполнение работ сигналистом в бригаде. Замечание «расстёгнутые сигнальные жилеты»… Являясь нарушением по охране труда, оно не относится к замечаниям по системе информации «Работник на пути». Неверно и замечание «производство работ подрядными организациями в сигнальных жилетах зеленого (неустановленного) цвета»: данный цвет жилетов установлен ГОСТом.
Замечания такого характера не имеют никакого отношения к системе информации «Работник на пути». Но при этом они приносят Свердловской магистрали неизбежный рост процентов отказных замечаний, а соответственно – снижают её рейтинг среди других дорог.

Средства не освоены
В течение этого года на дороге проводится активная работа по приведению к техническим требованиям маршрутов служебных проходов по территориям станций­. В настоящее время на полигоне Свердловской магистрали эксплуатируется 429 таких маршрутов. При этом по территориям структурных подразделений ОАО «РЖД» их 148: участки баз и депо Екатеринбургской дирекции материально-технического обеспечения, эксплуатационных локомотивных депо, Свердловской дирекции моторвагонного подвижного состава, Свердловской дирекции по ремонту пути, а также платформы Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов и Свердловской дирекции пассажирских обустройств.
– За шесть месяцев 2015 года на приведение к техническим требованиям маршрутов служебных проходов был освоен 41 % от запланированных средств – из-за того, что дистанции электроснабжения не провели работы по улучшению освещённости на маршрутах служебных и технологических проходов по станциям, – отмечает заместитель начальника отдела охраны труда службы Екатерина Козлова.

Учтённые пожары
За шесть месяцев 2015 года в границах дороги было зарегистрировано семь случаев возгораний на объектах защиты ОАО «РЖД», из них четыре – на тяговом подвижном составе, один – на подвижном составе и два – на стационарных объектах. За это же время 2014 года было зарегистрировано 13 случаев возгораний на объектах защиты, из которых семь – на тяговом подвижном составе, три – на подвижном составе и три – на стационарных объектах.
– При этом, согласно Регламенту по организации служебных расследований, учёта пожаров и их последствий в ОАО «РЖД», в 2015 году учёту как пожар подлежат лишь четыре случая, – говорит начальник отдела промышленной и пожарной безопасности службы Татьяна Жданова. – На полигоне нашей дороги дислоцируется 21 пожарный поезд. За первое полугодие 2015 года такие составы поднимались 60 раз. Из них 11 – для ликвидации пожаров на объектах защиты ОАО «РЖД» и загораний в полосе отвода железной дороги, 15 – для ликвидации чрезвычайных ситуаций и 34 – для проведения пожарно-тактических учений.

Снижено в два раза
Подводя итоги по специальной оценке условий труда, в службе отмечают, что с 2008 года на СвЖД количество рабочих мест с вредными условиями труда было снижено в два раза – с 68 % до 35 % к общему количеству рабочих мест. На дороге были приведены в соответствие с требованиями норм все рабочие места с устранимыми вредными факторами. На первое июня 2015 года доля рабочих мест с вредными условиями труда составляла 35,3 %. Аналогичный показатель по ОАО «РЖД» составляет 31 %.
– По итогам 2015 года, доля рабочих мест, занятых во вредных условиях труда по полигону дороги, составит 34,8 % от общего количества рабочих мест, – добавляет инспектор по охране труда службы Наталья Кузьмичёва. – За первое полугодие 2015-го был снижен класс (подкласс) условий труда на 116 рабочих местах, это 19,4 % от годового плана.

Комплексная оценка
На полигоне дороги продолжается работа и по внедрению Комплексной оценки состояния охраны труда на производственных объектах (КСОТ–П). Для эффективной работы системы КСОТ–П в каждой дирекции были разработаны Методики по организации комплексной оценки состояния охраны труда на производственном объекте и определению факторов рисков по охране труда, согласно местным условиям и технологии производства работ. В том числе десять методик по структурным подразделениям Свердловской железной дороги и 21 методика по региональным дирекциям функциональных филиалов.
– Итоги выборочных проверок показали, что вовлечённость трудовых коллективов и руководителей среднего звена в систему КСОТ-П ещё на недостаточно высоком уровне, – пояснил Аркадий Деордиев. – Фиктивные замечания в «Ведомость несоответствия» заносят руководители среднего звена. Работа уполномоченных лиц по охране труда в данной системе контроля отсутствует полностью. Истинное положение дел с состоянием охраны труда в «Бланке визуализированной информации» и «Ведомости несоответствия» было отмечено только при проверках рабочих мест первыми руководителями и специалистами служб.
Новая система контроля над состоянием охраны труда КСОТ-П требует детальной проработки на технических занятиях с персоналом всех структурных подразделений полигона дороги.
Также специалисты службы охраны труда и промышленной безопасности Свердловской железной дороги отмечают проблемы в части несогласованности действий по принятию оперативных решений для устранения выявленных недостатков при проведении КСОТ-П, влияющих на безопасность труда работников, касающихся структурных подразделений смежных служб, дирекций, центров.
– Комплексная оценка состояния охраны труда, как и любое новшество, пока вызывает у работников нежелание вникать в систему и участвовать в её развитии, – добавляет Аркадий Геннадьевич. – Но методический и грамотный подход в обучении персонала, разъяснение важности данного процесса и роль самого работника должны дать положительный результат.
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31