фото: игорь умнов

Зодчий стекла

Новосибирску не нужны небоскребы, а вот крытый перрон не помешает

Автор концепции, вероятно, самых незаурядных новосибирских строений последних лет (кафе-шарик у театра «Глобус», бизнес-центры «Кокон» и «Бутон»), архитектор и бизнесмен Денис Герасимов в интервью «Транссибу» порассуждал об архитектурном облике столицы Сибири и о том, чего ему еще недостает.
Денис Герасимов, архитектор

– Денис Васильевич, какой эпитет, на ваш взгляд, подходит архитектурному облику современного Новосибирска?

– «Скучный». И еще, пожалуй, «упрощенный» – как в художественном, так и в инженерно-конструкторском плане.

– В чем корни этой скучности и упрощенности?

– На мой взгляд, в безразличии. Безразличии строительных компаний, архитекторов и, к сожалению, в целом городского населения. До тех пор, пока в Новосибирске не появится общественной идеи, самоуважения и уважения друг к другу, это безразличие будет тянуть и тянуть вниз. Что касается общественных протестов новосибирцев против отдельных построек, мне кажется, это, скорее, желание просто поговорить, нежели болезнь души за неумную строительную политику родного города.

Еще одна возможная причина – довольно слабая архитектурная школа. В Новосибирской архитектурной академии, безусловно, есть очень хорошие преподаватели, но их все-таки мало. Многие ее выпускники, к сожалению, выходят из стен вуза бесстрастными, без желания создавать что-то кардинально новое, и это, в конечном итоге, также влияет на внешний вид нашего города.

– Быть может, Новосибирску стоит взять пример в плане современного подхода к застройке с других городов?

– Я сам не был в Казани, но говорят, что этот город застраивается быстро, смело и интересно. В Европе же практически каждый город, и малый, и большой, пытается удивить чем-то новым, конечно, в рамках своего устава.

– Какие постройки последних лет, по вашему мнению, имеют право называться новыми архитектурными символами Новосибирска, наряду с оперным театром, часовней «Центр России», железнодорожным вокзалом и т.д.?

– Очень приятно, находясь в Москве или Санкт-Петербурге, увидеть пакет с изображением нашего кафе-шарика. Помещают его также на магнитики и другую сувенирную продукцию. Сфера проста, и ее совершенная чистая форма привлекает взгляд. Важно еще и то, что он один такой, – будь их несколько, «шарик» потерялся бы.

– Отдельно хочется поговорить об еще одном строении, претендующем на звание символа нового Новосибирска, – здании ИКТ-кластера Академпарка, соавтором концепта которого вы являетесь. Что легло в его основу?

– В первую очередь, авангардизм. Но, работая над концепцией, мы не забывали и наш советский опыт – стиль конструктивизма, столь свойственный Новосибирску. Этот стиль вовсе не простенький, как кажется обывателям. Конструктивизм разумно-строго-красивый. Что касается замысла, нам хотелось подчеркнуть некую технологичность и стремление двигаться вперед.

– Парадоксальная ситуация: с одной стороны, Новосибирск остается неярким в плане современной архитектуры городом. С другой, в последние годы новосибирские новостройки все чаще оказываются в числе призеров всероссийских архитектурных конкурсов. Быть может, есть основания говорить о начале возрождения мировой архитектурной славы города на Оби?

– Город понемногу меняется за счет тех интересных объектов, которых, к сожалению, пока мало. Мне кажется, приятнее жить, когда вокруг видишь какие-то любопытные здания. Про наш город пока так сказать нельзя.

Новосибирск впереди многих российских городов, пусть внешне это пока не слишком заметно. У нас очень развит бизнес, и он весьма цивилизован. Но строительство и архитектура на этом фоне немного отстают.

– Как по-вашему, можно ли гармонично вписать затейливую новостройку в историческую часть города?

– Конечно, можно, и примеров тому масса и в российском, и в мировом опыте. Просто в этом случае нужно тщательно прорабатывать проект застройки, даже предлагать несколько альтернативных вариантов. Неплохо было бы проводить для этого творческие конкурсы.

Поймите, в центральной части любого города не может существовать пустырей – на их месте должны быть либо скверы, либо какие-то здания. Плотная застройка в центре города – это нормально, и бороться с точечными высотками просто смешно. Согласен, бывают варианты, когда появление здания высокой этажности рядом или даже на фоне исторических зданий портит вид. Но если земельный участок находится в стороне от них, почему бы его не оживить?

– Насколько в творческом плане руки художника-архитектора связаны инженерными требованиями, СНиПами и т.д.? Или чисто теоретически можно выстроить здание по самому невообразимому проекту?

– Да, можно. Но любой архитектор должен работать в тесной спайке с конструктором и изучать современную конструкторскую мысль, иначе все его творческие потуги будут тщетны. Более того, я бы сказал, что архитектор идет позади конструктора. Первому без второго не прожить, хотя второму без первого – запросто. Я, например, каждый шаг разработки концепции нового проекта обсуждаю с конструктором.

– Как вы относитесь к идее строительства «Новосибирского Сити» – отдельного квартала, полностью застроенного деловыми центрами, отелями и т.д.?

– Идея хорошая, но пока непонятно, есть ли такая необходимость в нашем городе. К примеру, часто спрашивают, почему в Новосибирске нет ни одного небоскреба. В моем понимании, они нам и не нужны. Небоскребы строятся по двум причинам: либо нехватка территорий, либо, извините за выражение, выпендреж заказчика. В Новосибирске еще очень много незастроенной земли, я бы сказал, бескрайние просторы, так что никакого смысла в небоскребах нет.

– Видя многочисленные новосибирские здания, в которых в качестве основного облицовочного материала используется стекло, горожане часто высказывают сомнения относительно их теплостойкости в нашем суровом климате…

– Первому дому с полностью стеклянным фасадом, построенному по нашему проекту, – административному зданию по Красному проспекту, к которому сегодня пристроен «Бутон», – уже 11 лет. За эти годы никто там никогда не замерзал. Вообще, воздух, как известно, – лучший утеплитель. Так что мнение, что «стеклянные» дома не выдерживают сибирских морозов, – еще один миф. Точнее так: все зависит от верности расчетов, качества материалов и соблюдения технологии при строительстве.

– Вы выпускник НИИЖТа. Почему пошли учиться именно в этот вуз?

– Университет путей сообщения всегда считался интересным, сильным вузом. К тому же, несмотря на то, что традиционно он считается «мужским» учебным заведением, в нем всегда училось много интересных девушек (смеется). Я рад, что окончил именно его. И хотя факультет у меня экономический, многими приобретенными за время учебы знаниями я пользуюсь и сегодня как бизнесмен.

Архитектурного образования у меня нет, но в моем понимании, каждый человек может самообразоваться. И потом, я считаю себя не архитектором, а пропагандистом нового в архитектуре.

– А каких сооружений, на ваш профессиональный взгляд, не хватает Западно-Сибирской железной дороге?

– Очень хочется, чтобы на вокзале Новосибирск-Главный появился достойный перрон. Для этого необходимо всего-навсего поднять и перекрыть его, чтобы пассажиры не испытывали неудобств при посадке и высадке в любую погоду. Такие вложения окупаются безопасностью и цивилизованностью.
Беседовал Александр Матвеев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/