фото: игорь умнов

Груз следует по назначению

Приказом народного комиссара путей сообщения №77 от 28 мая 1936 года на железных дорогах страны организованы грузовые службы. Как рассказал «Транссибу» Дмитрий Шерстобитов, западносибирские «грузовики» встретили день рождения хозяйства с неплохими производственными результатами.
Дмитрий Шерстобитов, заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением – начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок

– Дмитрий Александрович, изменились ли принципиально за семь десятков лет задачи, стоящие перед грузовым хозяйством?

– Если под основными задачами подразумевать обеспечение безопасности движения поездов и сохранность перевозимых по железной дороге грузов, то принципиальных отличий от того времени нет. Кардинально изменились условия хозяйствования, функции, сменилась целая эпоха. Сейчас мы живем и работаем в другом экономическом пространстве, которое ставит перед нами, как и перед всей страной, совершенно новые, иногда очень трудные задачи.

Сегодня объемы перевозок на сети дорог сопоставимы с советским периодом. Но если тогда железнодорожники обходились 850-900 тыс. вагонами, то сегодня задействовано уже более 1,1 млн вагонов. Тот вагонный парк, который перешел к собственникам вагонов, используется компаниями-операторами в своих экономических целях, что приводит к росту порожнего пробега вагонов, встречным перевозкам и дополнительной загрузке магистрали.

Эту проблему, считаю, нужно решать путем оптимального использования железнодорожной инфраструктуры, обязательно сохраняя при этом единый процесс оперативного планирования и централизованного управления вагонным парком. Таким образом можно повлиять на грузопотоки и сократить, а в перспективе исключить, нерациональные перевозки, что положительно отразится и на сохранности перевозимых грузов, и на обеспечении безопасности, и на соблюдении сроков доставки.

– А каковы сегодняшние функции хозяйства?

– По сравнению с 1936 годом, функции работников грузового хозяйства значительно расширились.

Помимо целого ряда обязанностей, связанных с обеспечением сохранности перевозимых грузов, наши сотрудники контролируют размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах, выполняют операции по приему груза к перевозке, организации взаимодействия с надзорными органами государственной власти, контролируют состояние груза в пути следования. Выполняют все необходимые требования правил при перевозке опасных грузов, как в вагонах, так и в контейнерах.

Сотрудничество с таможенными структурами также неотъемлемая функция работников грузового хозяйства, так как мы везем грузы в самые разные страны мира. Нельзя недооценивать и ведение актово-претензионной работы, предусматривающей несение обоюдной для всех участников перевозочного процесса ответственности.

Так называемыми сезонными, но, тем не менее, далеко немаловажными обязанностями являются работы по проведению целого ряда мероприятий по подготовке станций, предприятий, отгружающих или получающих такие смерзающиеся грузы, как уголь, щебень, песок, к работе в зимний период. Это и проведение подготовительных работ к стратегическим массовым перевозкам грузов нового урожая или грузов, сопутствующих весенне-полевым работам.

В числе функций хозяйства целый пласт работы, связанный с закрытием и открытием железнодорожных станций для выполнения отдельных коммерческих операций на основе постоянного сотрудничества с местными и областными администрациями. Плюс – организация работы по эксплуатации весового хозяйства железной дороги.

– Впечатляет! Готовясь к нашей встрече, прочел приказ НКПС, датированный 9 августа 1937 года, который вводил на 225 станциях сети должность заместителя начальника станции по грузовой работе. А на скольких станциях нашей магистрали сегодня ведется грузовая работа?

– На сегодня на нашей дороге для выполнения грузовых и коммерческих операций открыты 189 станций.

Что касается приказа 1937 года, то этим документом были введены должности ДСМ на таких станциях нашей магистрали, как Омск, Белово, Гурьевск, Анжерская, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк-Сортировочный и других.

– Сохранность перевозимых грузов обеспечивается?

– Отвечу так: по итогам работы за 1-й квартал 2013 года наша дорога не имеет убытков от несохранных перевозок.

– Дмитрий Александрович, вы сказали, что важнейшая задача хозяйства – обеспечение безопасности движения. Как я понимаю, речь идет о коммерческом осмотре поездов. Сколько пунктов коммерческого осмотра (ПКО) работает на магистрали?

– Шесть, в том числе два – межгосударственных, и один контрольный пункт безопасности. Считаю, что они обеспечивают надежный заслон вагонам с коммерческими неисправностями.

– Много ли вагонов с коммерческими неисправностями было отцеплено с начала текущего года?

– На пунктах коммерческого осмотра дороги в первом квартале этого года было обнаружено почти 30 тыс. вагонов с коммерческими неисправностями, которые угрожали безопасности движения. Это на 21% больше, чем год назад. При этом на 18% уменьшилось количество таких вагонов, пропущенных на соседние ПКО, и на 30% снижено количество таких вагонов, вышедших за пределы нашей дороги.

На ПКО сети дорог за три месяца было отцеплено 128 вагонов погрузки нашей дороги. Это почти на треть меньше, чем годом ранее. Тревожит только то, что из этих 128 отцепленных вагонов 40 погружены с нарушением Технических условий размещения и крепления грузов.

– Ведется ли анализ, вагоны с какими грузами отцепляются на ПКО наиболее часто?

– Основной груз нашей магистрали – уголь, поэтому и отцепленные на ПКО вагоны загружены преимущественно углем. В относительном исчислении примерно 50-60% от всей массы отцепленных вагонов. По остальной номенклатуре грузов ситуация неоднозначная. В прошлом году, например, возросло количество отцепленных на ПКО вагонов, груженных металлопродукцией и контейнерами, в первом квартале этого года – лесоматериалами.

– Какие нарушения чаще всего выявляются?

– При перевозке угля – неравномерная загрузка вагона, наличие зазоров кузова вагонов, дверей, неплотно закрытые люки. При перевозке лесоматериалов – неплотная укладка груза, слабая увязка стоек.

– А при перевозке нефтепродуктов?

– В нашей железнодорожной терминологии такие нарушения называются инцидентами с вагонами, загруженными опасными грузами. В прошлом году на других дорогах сети допущено 35 таких инцидентов с вагонами погрузки Западно-Сибирской дирекции, в первом квартале этого года – 12. Основные причины – течь груза из нижнего сливного прибора и течь через трещину котла.

– Дмитрий Александрович, в прошлом году побывал на конкурсе профмастерства приемщиков поездов и был приятно удивлен всесторонними знаниями и, можно сказать, орлиным взором конкурсантов. Визуальный осмотр груженных вагонов остается приоритетным в хозяйстве?

– Ну почему же? Мы, как и вся магистраль, идем в ногу со временем и внедряем технические новшества для повышения эффективности труда работников грузового хозяйства. Например, успешно оправдывают себя запущенные в эксплуатацию с 2000 года 9 комплексов Автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов (АСКО ПВ). Применение этой системы позволяет значительно улучшить качество коммерческого осмотра вагонов, повысить безопасность движения поездов и снизить потери дороги от несохранных перевозок. АСКО ПВ фиксирует различные параметры коммерческого состояния контролируемых вагонов – зональный габарит, коммерческие неисправности вагонов и состояние погрузки на открытом подвижном составе, правильность загрузки вагонов и полноту их выгрузки.

С 2009 года идет постепенное внедрение новой системы коммерческого осмотра – автоматизированной смотровой вышки, оборудованной видеокамерой. На сегодня уже работают
2 вышки – на станциях Исилькуль и Белово. При этом смотровые вышки обеспечивают возможность исполнения сразу несколько функций – осмотр таможенными органами поезда сходу (Исилькуль) и прием вагонов с подъездного пути с коммерческим осмотром (Белово).

– Часто ли выявляются вагоны с превышением их грузоподъемности?

– К сожалению, не редко. Например, в первом квартале текущего года на дороге было контрольно взвешено более 54 тыс. вагонов. Эта процедура необходима для обеспечения достоверности указания грузоотправителями в перевозочных документах массы загруженного в вагоны груза, а также исключения приема к перевозке вагонов с перегрузом сверх трафаретной грузоподъемности. Так вот: в результате контрольных взвешиваний работниками грузового хозяйства было выявлено 11 вагонов с перегрузом сверх их трафаретной грузоподъемности. А в программе АСКМ «Безопасность» за тот же первый квартал зарегистрировано 14 вагонов с превышением трафаретной грузоподъемности, погруженных на наших станциях. Подчеркну, что 8 вагонов не выпущены за пределы нашей дороги.

– Дмитрий Александрович, можете привести конкретный пример?

– Пожалуйста, самый свежий. 14 мая на станции Московка приемщик поездов Ольга Фафинская провела контрольное взвешивание (перевеску) прибывшего на станцию грузового состава. В одном из вагонов, загруженным кварцевым песком, масса груза составила более 96 тонн, при этом грузоподъемность вагона – только 70 тонн. Этот вагон был немедленно отцеплен от состава для устранения перегруза. Он был погружен на станции Красный Гуляй Куйбышевской железной дороги и прошел до Московки сотни километров. А ведь перегруз в почти 27 тонн мог повлечь за собой сход вагона, излом боковой рамы тележки или оси колесной пары, иную угрозу безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Этого не произошло благодаря четкому выполнению Ольгой Фафинской своих должностных обязанностей, за что она была поощрена руководством дирекции.

– Раз уж мы заговорили о лучших работниках хозяйства, кого бы вы могли отметить еще?

– В сентябре 2012 года приемосдатчик станции Карасук 1 Денис Демкин победил в общесетевой викторине на лучшее знание ПТЭ. Сейчас мы планируем назначить его на должность коммерческого ревизора. Замечу, что эта профессия – одна из самых ответственных в грузовом хозяйстве.

В начале текущего года приемщик поездов станции Московка Евгений Харьков (сейчас он работает там же бригадиром ПКО) при коммерческом осмотре состава обнаружил отсутствие нескольких болтовых соединений в креплении оборудования, что напрямую угрожало безопасности движения – мог произойти развал груза и повлечь за собой серьезные необратимые последствия. Суть этой ситуации заключается в том, что такие вещи можно и не заметить. Но, как оказалось, Евгений Юрьевич очень ответственно относится к своей работе и понимает всю важность коммерческого осмотра.

Разумеется, я могу назвать еще немало имен наших достойных работников, которые своим каждодневным трудом обеспечивают безопасность движения и сохранность перевозимых грузов. Уверен, что многолетние трудовые традиции работников грузового хозяйства, их добросовестное и ответственное отношение к порученному делу будут сохранены и впредь.
Беседовал Максим Михайлов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/