фото: зс дцнтиб

Дорога – кузница чемпионских кадров

Редакция продолжает серию публикаций о развитии спорта на предприятиях Западно-Сибирской железной дороги, посвящённых 85-летию РФСО «Локомотив». Особенностью 50-х годов стало не только массовое вовлечение в спорт работников магистрали, но и детей железнодорожников.
Говоря о развитии спортивного движения на дороге в 50-х годах прошлого века, председатель совета ветеранов Центрального округа города Новосибирска, активист совета ветеранов управления Западно-Сибирской железной дороги Владимир Казаков отметил следующее:

– Во-первых, отвечая на решение физкультурного актива дороги от 1949 года о развитии массовых спортивных игр, активисты Инского железнодорожного узла выдвинули инициативу о строительстве стадиона на станции Первомайская. Эта работа производилась силами общественности.

Одновременно на всех предприятиях узла, а также на стрелочном и паровозоремонтном заводах организовали команды по массовым спортивным играм, которые возглавили общественные спортивные тренеры.

Владимир Казаков подчеркнул, что тогда же здесь разработали спортивный календарь многоуровневых соревнований, который позволил вовлечь в спортивно-массовые мероприятия большое количество железнодорожников. Кроме того, это дало возможность выявить много талантливой молодёжи. С помощью этих ребят удалось резко повысить результаты выступлений команд узла на дорожных соревнованиях и первенствах Новосибирской области.

– В первую очередь, – продолжил Владимир Казаков, – в 1950 году при стадионе станции Инская организовали первую на нашей дороге детскую спортивную школу.

Инициатором и организатором этого события стал выпускник Ленинградского института физкультуры Александр Ковригин. В спортшколе на Инской в основном занимались дети железнодорожников. Здесь профилировались три вида спорта – лыжные гонки, лёгкая атлетика и футбол. Из стен именно этой школы вышли такие именитые спортсмены, как заслуженный мастер спорта СССР, неоднократный чемпион мира и олимпийских игр Виктор Маматов, мастера спорта по лыжам Галина и Надежда Рожковы и другие.

Позднее стали появляться детские спортшколы и на других узлах. В Новокузнецке профильными считались лыжные гонки и биатлон. В Барнауле в приоритете были фигурное катание и конькобежный спорт, хоккей с мячом, лыжные гонки и лёгкая атлетика. В Новосибирске дети занимались лёгкой атлетикой, биатлоном, коньками. Так железнодорожники готовили себе новую смену не только в работе, но и в спорте.

Конечно, работа опорных пунктов по ведущим видам спорта осложнялась тем, что на дороге не хватало достаточного количества профессиональных тренеров, которые могли возглавить учебно-тренировочную работу на местах и, тем более, оказать более квалифицированную помощь общественным инструкторам. Однако, преодолевая все эти трудности, железнодорожники упорно работали над повышением своего спортивного мастерства. Их прилежность, настойчивость и труд, с которыми они совершенствовали свои навыки в любимых видах спорта, пробуждали интерес к спорту и у их товарищей.

Одним из ярких достижений спортсменов нашей дороги стало I место в матчевой встрече по лыжным гонкам ЦС ДСО «Локомотив» в 1953 году. Тогда отличилась сборная лыжников дорсовета ДСО «Локомотив» Томской железной дороги в составе Николая Сафронова, Александра Иванова, Вениамина Калабина, Петра Шабанова, Веры Кирьяновой, Лидии Евстафьевой и Александры Аброськиной.

– Это оттуда идут задатки традиции спортсменов-западносибирцев завоёвывать на сетевых первенствах «золото», – уверен Владимир Казаков.

В 1959 году вышли решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии физкультуры и спорта в стране и руководстве ими». Воодушевлённые этим, физкультурные организации дороги поставили перед собой задачу – добиться, чтобы физкультура и спорт стали жизненной потребностью каждого железнодорожника и были его активными помощниками в труде и отдыхе.

С этой целью в коллективах спортобщества дороги с каждым годом расширялись формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Теперь помимо прежних однодневных туристических походов появились палаточные физкультурно-оздоровительные лагеря. Вместе с производственной гимнастикой и коллективными выездами на охоту и рыбную ловлю организовывались спартакиады для работников среднего и старшего возраста. А кроме популярных ранее лыжных вылазок стали практиковать недели лыжного спорта и поезда здоровья. Первый такой поезд организовал спортклуб «Дружба» по маршруту Омск-Сыропятское. Их почин подхватил Беловский поезд «Ёлочка», следовавший сообщением Белово-Баскускан.
Олег Таран
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/