фото: дарья доротова

Пятое поколение

Беловский железнодорожник продолжил трудовую династию и воспитывает детей в лучших семейных традициях

Электромеханик производственного участка Белово Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Сергей Марков трудится на Западно-Сибирской магистрали свыше четверти века. Продолжатель железнодорожной династии, он не только опытный работник, наставник, но также отец большого семейства. Вместе с супругой Светланой они воспитывают восьмерых детей.
Понятная работа

«Пишу я вам потому, что сын мой очень скромный и, конечно, не говорил о своих предках. Работа железнодорожника его влекла с детства, – рассказывает в письме в редакцию мать Сергея Петровича Любовь Маркова. – Его прадед и прабабушка Фёдор и Устинья Зезюлины работали в Бийске, прабабушка Лидия Ильина была дежурной по станции Бабанаково. Бабушка Татьяна Зезюлина работала проводником по маршруту Бийск – Москва. Отец Пётр Марков также 30 лет трудился на железнодорожном транспорте. И вот теперь сыновья Сергея Петровича Дмитрий и Константин работают на магистрали. Считаю, что такое стремление продолжать дело отцов и дедов необходимо приветствовать и одобрять».

Сам Сергей Марков, отдавая дань уважения своим прадедам, отмечает всё же, что на «железку» его привели не традиции. Эта работа была ему по-настоящему близка и понятна. «В проводах я немного разбираюсь», – скромно говорит он. Начав свой трудовой путь на магистрали в 1991 году слесарем, он постепенно дошёл до должности электромеханика восьмого разряда. Интересно отметить, что начало трудового стажа Сергея Петровича на железной дороге совпало с рождением первого ребёнка в семье – дочери Натальи. В этой связи особенно важна была стабильность, которую магистраль давала даже в сложные для страны годы.

– Эта работа не бывает скучной – нет двух одинаковых неисправностей, каждый раз что-то новое, – делится опытом Сергей Марков. – Например, этим летом у нас был такой случай: в процессе поездки на электровозе несколько раз отключались автоматы защиты. Полдня провели на локомотиве, прежде чем отыскали причину. Оказалось, что провода были повреждены, но они находились внизу, не на видном месте. Когда электровоз качался, оголённые провода задевали корпус и автоматы отключались. Такие случаи всегда интересны: хочется найти и устранить неполадку.

Чтобы облегчить свой труд и труд товарищей, в 2017 году железнодорожник внёс рационализаторское предложение: смонтировал стенды, которые, в сущности, повторяют кабину электровоза. На стене закреплены и соединены между собой электронные блоки. Любой блок можно заменить аналогичным, чтобы проверить исправность устройства. 

– Может, на электровозе провод где-то отошёл, а блок исправен. Поставили, включили – работает. Пошли дальше искать неисправности, – объясняет электромеханик. – Или, например, в блок электроники мы «зашиваем» программу с маршрутом поездки – где какой светофор, переезд, она должна «знать». Обычно прошивка происходит в самом локомотиве и занимает до полутора часов. Теперь мы устанавливаем блок на стенде и включаем на запись. Когда приходит электровоз, программа уже готова. Прежний блок можно снять, а новый поставить. Это позволяет сэкономить время.

На осуществление проекта потребовалось около месяца, а самым сложным было понять, как должны располагаться электронные блоки, чтобы в дальнейшем это было удобно в работе. Теперь стенды постоянно используются, а Сергея Маркова за такое новшество наградили почётной грамотой начальника дирекции по ремонту тягового подвижного состава по итогам 2017 года. На этом рационализаторская деятельность электромеханика не закончилась. Сейчас в разработке находятся два проекта, которые совсем скоро окончательно воплотятся в жизнь.

Наставлять и воспитывать

Опыт, накопленный годами, позволяет не только модернизировать рабочий процесс, но также и обучать молодёжь. Одни приходят на практику, другие делают первые шаги в качестве работников магистрали, и иногда наставником выступает Сергей Петрович. Электромеханик признаётся, что этот процесс интересен для него не меньше, чем для молодых специалистов. Ведь пока рассказываешь о работе другому, и сам почерпнёшь что-то новое. Конечно, возникает закономерный вопрос: насколько наставничество созвучно с воспитанием собственных детей?

– Я не вижу особой разницы, потому что и там, и здесь пытаешься обучить, передать опыт, – считает железнодорожник. – Но результат во многом зависит от восприятия человека. У меня вот дети дома практически всё умеют – и печку натопить, и машину починить, и ремонт сделать. Хотя здесь вопрос не только в воспитании, но и в организации труда. Есть заблуждение, что, когда много детей, с ними труднее справляться. Но это не так – наоборот, легче: старшие помогают младшим. Каждый отвечает за свой участок. Девочки – за уборку, за внутренний порядок, а парни – за внешний.

В отличие от многих работников магистрали, сетующих на недостаток свободного времени, флегматичный электромеханик говорит, что со сменным графиком удаётся всё успевать. А если нужно решить срочные вопросы, то в коллективе можно рассчитывать на взаимопомощь, подмениться и выкроить свободный день. Это одно из преимуществ, которое выделяет для себя в работе Сергей Марков. А в частном доме всегда работы хватает. Сейчас, например, железнодорожник с сыновьями ставят крышу второго этажа. Все выходные проводят там. Но впереди ещё более масштабный проект. Не так давно многодетная семья получила от государства земельный участок в 15 соток. «Усадьба», как называют его Марковы, находится всего в 15 минутах ходьбы от дома. До этого времени участок использовали для посадок, но совсем скоро там планируют строительство нового дома для старших сыновей – Сергея и Дмитрия.

– Главное в семье, чтобы дети были послушные, трудолюбивые, а что ещё нужно? Дима, например, сейчас у нас в локомотивном депо работает сварщиком, а во время учёбы в техникуме железнодорожного транспорта получил медаль «Надежда Кузбасса», – с гордостью говорит отец. – Хорошая учёба, хорошие показатели. По крайней мере, только двое со всего курса получили четвёртый разряд, остальные – третий. Константин стал осмотрщиком вагонов, Сергей работает в угледобывающей промышленности и параллельно учится в университете. Старшие девочки замужем, а младшие ребятишки ещё учатся в школе. Я их приводил сюда – показывал депо, поезда. Смотрели с интересом.

Стоит сказать, что в свои без малого 50 лет Сергей Марков – дедушка семерых внуков. И самая верная семейная традиция – отмечать праздники в полном составе. Может показаться, что это сложно, но железнодорожник с этим не согласен: родительский дом неизменно собирает детей и внуков за одним столом.

– Наши дети – это уже пятое поколение железнодорожников в семье. Если и внуки захотят продолжить традицию, я всегда поддержу, – говорит Сергей Петрович. – В новом году хочется пожелать всем работникам Западно-Сибирской магистрали здоровья, удачи во всём и взаимопонимания в семье.
Дарья Доротова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/